Часть полного текста документа:Формирование у дошкольников положительного отношения к труду в совместной деятельности со взрослыми (в условиях детского дома) Тарабарина Татьяна Ивановна, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии ЯГПУ, кандидат педагогических наук Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия /Р.С.Буре, 1987; Г.Н.Година, 1987; Е.И.Радина, 1974; Д.В.Сергеева, 1987; А.Г.Тулегенова, 1978; и др./. Однако следует заметить, что теоретическая и методическая направленность имеющихся работ ориентирована на детей, воспитывающихся в детском саду и семье, и не учитывает особенности воспитания в специальных учреждениях. Но верно замечено, что "нельзя механически переносить ни воспитательные методы, ни воспитательные требования, например из яслей в дома для ползунков, из детских садов в дошкольные детские дома и т.д.; необходимо создать специально приспособленные формы исправительной работы с пострадавшими детьми" (Й.Лангмейер, З.Матейчек, 1984. С. 303). Условия жизни детей, воспитывающихся в детском доме, значительно отличаются от условий детского сада; наиболее существенными из них являются ограниченность окружающей среды, ее обеднение за счет снижения яркости и разнообразия впечатлений, уменьшения круга общения, контактов с окружающими людьми, отсутствие влияния семьи. Дети имеют ограниченные возможности наблюдать за поведением взрослых, т.к. в детском доме они живут сравнительно изолированно и соприкасаются, главным образом, только со своими воспитателями. Других взрослых дети видят только эпизодически, при исполнении ими профессиональных обязанностей /врач, шофер и др./. Чтобы избежать такой ограниченности в общении, необходимо расширить круг людей, с которыми дети общаются, и, в первую очередь, надо, чтобы дошкольники чаще общались с другими сотрудниками детского дома. Обедненный опыт детей из детского дома отрицательно сказывается на формировании их личности. Поэтому обогащение содержания общения со взрослыми остается значимой и важной проблемой его совершенствования. Кроме того, перед педагогами детского дома стоят особые задачи, связанные с подготовкой детей к переходу в интернат. Одним из основных требований, которое ставит школа и школьный интернат перед дошкольным детским домом, является воспитание у дошкольников самостоятельности в быту. Поэтому с большой остротой встает задача формирования у детей достаточных навыков в бытовом труде, осознанного отношения к труду, понимания его значимости в удовлетворении собственных потребностей. Специфические условия жизни в детском доме создают большие возможности, чем в детском саду, для включения детей в труд. Но в дошкольном детском доме, как и в детском саду, из "гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т.д. осуществляется в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют" (Е.И.Радина). В этих условиях такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, не действует в полной мере. ............ |