Введение
Тема моей работы звучит как «Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений».
В психолого-педагогической литературе большое место отводится проблеме трудовой деятельности, как средство развития самостоятельности ребенка. В настоящее время растет число экспериментальных исследований в данной области. Многие педагоги такие как Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, Л.В. Куцакова и другие, считают, что трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.
В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе.
Так как в младших группах нет дежурств, у воспитателя имеются большие возможности систематически привлекать большое количество детей к выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы, с различным хозяйственно – бытовым трудом в групповой комнате и на участке детского сада.
Научный аппарат исследования.
Цель исследования – обосновать целесообразность использования трудовых поручений в работе по формированию у младших дошкольников трудовых умений.
Объект исследования – процесс трудового воспитания в детском саду.
Гипотеза – формирование трудовых поручений у детей младшей группы окажется более успешным при условии:
А) трудовые поручения будут предлагаться детям и в первую и во вторую половину дня;
Б) содержание поручений будет по разным видам труда (самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе);
В) руководящей роли воспитателя.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме формирования у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений.
2. Проанализировать передовой педагогический опыт по данной проблеме.
3. Провести 3 этапа эксперимента по изучению и формированию у детей младшей группы трудовых навыков и умений.
1. Теоретическое исследование поручений как формы организации труда детей
1.1 Своеобразие труда детей дошкольного возраста
Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда.
Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т.п.). младшие дошкольники при этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как – будто ведут машину, как – будто готовят обед).
У детей постарше в игре нередко возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу – дочку или выстирать ее испачканное платье. ............