ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА
Институт детства
Кафедра начального естественно–математического образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: «Формирование умения обобщать у младших школьников при изучении математики»
Студентки 4 курса
дневного отделения
Жировой Анастасии Владимировны
Научный руководитель:
д. пед. н., доцент
О.А. Граничина
Рецензент:
к.пед.н., доцент
В.Ю. Смольников
Допущена к защите _____________/М.И. Калинина/
«____»_____________2010г.
Санкт - Петербург
2010
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
§1.1 Особенности логического мышления младших школьников
§1.2 Суть обобщения как мыслительной операции
§1.3 Особенности развития процесса обобщения младших школьников
§1.4 Процесс формирования операции обобщения на уроках математики
§1.5 Описание диагностических методик на выявление уровня развития обобщения младших школьников
Глава 2. Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня развития операции обобщения младших школьников
Глава 3. Проект. Развитие уровня сформированности операции обобщения младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Введение
школьник логический обобщение урок математика
В различные возрастные периоды развития человека важнейшее значение играет один из психологических процессов. Для младшего школьника основное значение приобретает развитие логического мышления, это одна из важнейших задач обучения математики в начальной школе.
Одной из основных и важнейших операций логического мышления младшего школьника является обобщение. В процессе обучения школьник, путем обобщения, получает возможность суммировать полученные в школе знания и делать обобщающие выводы [26].
Изучение математики сталкивает детей с необходимостью выделять существенные свойства, которые присущи нескольким предметам и явлениям, и обобщать их, формируя определенные понятия.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы подтверждает важность умения обобщать в математике:
1. Данная операция приводит учащихся к новым обобщенным знаниям, способам действий, т.е. обеспечивает овладение ими основами наук, которые становятся средствами решения конкретных задач и дальнейшего овладения математикой;
2. Процесс обобщения выступает приемом осуществления учащимися учебно-познавательной деятельности [1].
Таким образом, математика играет важную роль в процессе формирования процесса обобщения. Этот процесс начинается в начальной школе. Такие авторы, как А. К. Артемов, Н. А. Менчинская, М. И. Моро и Г. И. Минская пишут о необходимости и особенностях формирования вышеназванной умственной операции [5, 8, 12, 25]. Младший школьник, определяя понятия, указывает преимущественно наглядные, конкретные и единичные предметы и явления, их признаки и свойства [22]. Это объясняется недостатком знаний, а также слабым развитием мыслительной операции обобщения у детей младшего школьного возраста [26].
На основании всего вышесказанного, работа по формированию обобщения у младших школьников на уроках математики является актуальной.
Гипотеза 1: умение обобщать в младшем школьном возрасте находится на среднем уровне.
Гипотеза 2: процесс развития операции обобщения в младшем школьном возрасте будет успешном при следующих условиях:
· Использование разнообразного набора исходного развивающего материла;
· Анализ и сравнение учащимися большого количества сходных предметов;
· Варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных;
· Умение видеть общее в отдельном конкретном случае, с которым приходится иметь дело в данный момент.
Цель: разработка проекта работы по изучению алгебраического материала, в ходе которой возможно эффективно развивать умение обобщать у младшего школьника.
Объект исследования: процесс развития умения обобщать на основе изучения алгебраического материала в начальной школе.
Предмет исследования: формирование умения обобщать у младших школьников при изучении математики.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной теме.
2. Разработка содержания диагностики уровня сформированности обобщения младшего школьника
3. Разработка проекта на основе алгебраического материала по формированию умения обобщать младшего школьника.
Для осуществления поставленных задач используются следующие методы исследования:
a. анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемому вопросу;
b. анализ деятельности учеников начальных классов с целью выяснения, насколько сформирована операция обобщения;
c. констатирующий эксперимент. ............