ГОУ СПО «Кунгурское педагогическое училище»
Допущена к защите
Зам. директора по учебной работе
Л.А. Патракова
2008 г.
Председатель ПЦК
естественно-математических
дисциплин
Т.А. Трясцына
2008 г.
Формирование устных вычислительных навыков пятиклассников
при изучении темы «Десятичные дроби»
Выпускная квалификационная работа
по методике математики
Ярмиевой Руфины Расимовны
Специальность 050201
Математика
Группа М-51
отделение: очное
Руководитель: Трясцына Т. А.
преподаватель математики и методики математики
Защита состоялась:
Отметка:
Председатель ГАК:
2008
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования устных вычислительных навыков
1.1. Понятие «вычислительный навык» в психолого – педагогической литературе 6
1.2. Средства формирования устных вычислительных навыков 13
Глава 2. Методика формирования устных вычислительных навыков у учащихся 5-го класса при изучении темы «Десятичные дроби»
2.1. Разработка системы упражнений по формированию устных вычислительных навыков 26
2.2. Опытно-экспериментальная работа и анализ ее результатов 36
Заключение 46
Список литературы 49
Введение
Одна из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии и т. д. нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений.
Но было бы ошибкой решать эту задачу только путем зазубривания таблиц сложения и умножения и использования при выполнении однообразных тренировочных упражнений. Не менее важная задача современной школы – развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях.
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень). В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения алгебры, физики, химии, черчении и других предметов.
Для развития у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков многие учителя используют различные методические приемы и формы, например, устный счет, игры «Быстрый счетчик», «Математическое домино», «Математический футбол», «Математическое лото».
Не секрет, что у детей с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой. ............