Введение
Особенности межличностного восприятия – механизмы его осуществления и искажения – популярная тема среди ученых, занимающихся проблематикой процессов социального познания (Андреева, 2009). В изучении таких эффектов восприятия, как эффекты «ореола», «первичности» и «новизны», важное место занимают исследования формирования впечатлений о человеке на основе центральной черты С. Аша и его последователей. Одна из основных идей С. Аша заключалась в том, что впечатление о личности формируется не на основе интеграции всех известных ему черт в целостный образ, и не на простой суммации последних, но в результате прибавления к имеющемуся «списку» черт еще одной, центральной, которая «сдвигает» восприятие «периферических» черт в свою сторону. Таким образом, утверждается существование значимых различий в удельном весе каждой черты в формировании впечатления о личности. При этом наиболее действенными чертами, как известно, оказались пара «теплая - холодная».
Факторы формирования впечатлений
Особенностью нашего исследования является изучение данной тематики с точки зрения актуальности полученных ранее результатов на сегодняшний день. Современный контекст, в котором испытуемые формируют представление о личности по предложенным им (оригинальным) чертам, характеризуется высоким темпом изменений (на уровне образа жизни, ценностей), ориентацией на деловые качества личности, ее самостоятельность. К этому стоит добавить, что в своем исследовании мы уделили внимание сформированному самостоятельно испытуемым образу персонажа, представленному в виде свободного текста, и его влиянию на уже заданные нами критерии оценки личности (шкалы, использованные Ашем в его исследовании).
Цель. Выявить различия в механизме формирования первого впечатления о личности в современном контексте по сравнению с результатами классического эксперимента С. Аша при условии сохранения определяющих результат элементов процедуры и методики.
Задачи: 1) сравнение результатов воспроизведенного исследования С. Аша с оригинальными с учетом дополнительных переменных: образование испытуемого, степень его знакомства с психологией, субъективная оценка общительности; 2) изучение причинной связи «влияние центральной черты («теплый» или «холодный») - свободное описание испытуемым сформированного им образа персонажа - результаты его категоризации с помощью заданных шкал»;
Объектом нашего исследования являются процессы межличностного восприятия, предметом - механизм формирования первого впечатления о личности.
Процедура исследования. Для получения новых результатов, в саму процедуру исследования, нами были введены некоторые изменения. Двум группам испытуемых в устной форме было предоставлено два списка прилагательных: умный, искусный, трудолюбивый, теплый/ холодный, уверенный, практичный, осторожный. Эти прилагательные предоставлялись обеим группам как некоторые качества, описывающие конкретного человека. После двух прочтений, испытуемых просили в свободной форме описать впечатление, которое сложилось у них об этом человеке.
Только после выполнения данного задания всеми членами группы происходил переход к следующему этапу исследования. Испытуемым предлагался список из девятнадцати пар прилагательных, из каждой пары необходимо было выбрать одно, которое, по их мнению, подходит к описанному ими человеку. ............