Дипломная работа
По теме:
«Формирование вычислительной культуры учащихся 5–6 классов»
Москва, 2010
Введение
Очевидно, что вычислительная культура является необходимым элементом общеобразовательной подготовки учащихся, прежде всего силу своей практической значимости. [5, 64]
Вычислительная культура является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности и прочие качества, оказывающие существенное влияние на развитие учащихся.
В повседневной жизни, в бешеном ритме города, когда дорога каждая минута, очень важным является умение быстро и рационально провести вычисления устно, не допустив при этом ошибки и не используя при этом никаких дополнительных средств (микрокалькулятор, ручка и листочек).
Школьники сталкиваются с такой проблемой повсеместно: и в школе на уроках, и в домашних условиях, в магазине и т.п. Поэтому крайне важным становится проблема формирования у них вычислительной культуры.
Всегда ли в жизни нам важна стопроцентная точность результата? Часто можно слышать высказывания типа: «Приблизительно два с половиной часа», «Взвесьте мне, пожалуйста, конфет на сто рублей». Важной задачей становится объяснить ребенку значение таких простых, казалось бы на первый взгляд, фраз. Что значит «приблизительно»? Где и когда нам нужны точные результаты, а где мы можем округлить, что значит это самое «округление» и где мы его можем применить в жизни и на уроке? Хотелось бы, чтобы школьник мог легко сообразить (прикинуть), а хватит ли ему этих самых ста рублей на то количество конфет, которое ему необходимо? И какое ориентировочно количество конфет он должен получить – это также важно, чтобы не быть обманутым вдруг ошибившимся продавцом.
Поэтому-то обучение прикидке и оценке результата в 5–6 классах является крайне актуально и близко ко многим жизненным ситуациям.
Усложнение и увеличивающееся многообразие видов практической деятельности, возникновение и развитие наук и производства, совершенствование вычислительных средств, развитие соответствующих разделов математики только пополняют список вычислительных задач, делают вычисления все более значимыми.
Бурное развитие вычислительной техники требует еще более обширного развития вычислительной культуры школьников. Так как основой множества процессов, представленных на компьютере, служит математическая модель, в которой умение быстро и рационально проводить вычисления будут основными.
В курсе 1–4 классов в основном завершена теоретическая подготовка учащихся по изучению операций над рациональными числами, представленных как в идее обыкновенных, так и в виде десятичных дробей. Однако на этом этапе у школьника еще не сложились навыки быстрых и безошибочных действий над рациональными числами. Поэтому, начиная работу с 5–6 классами, учитель должен с первых же уроков обратить серьезное внимание на дальнейшее развитие навыков вычислений, планируя на каждый урок включение какого-либо рода вычислительных упражнений как в форме письменных, так и в форме устных заданий. Эта причина также делает нашу тему актуальной.
Есть и другая причина – это требования образовательного стандарта и требования к уровню подготовки учащихся при изучении математики. ............