Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Кафедра практической психологии и педагогики
Курсовая работа
на тему:
Формы выражения агрессии у детей в младшем школьном возрасте
агрессивность психология младший школьный
Тула – 2009
Содержание
Введение
1. Агрессия и формы ее проявления у младших школьников
1.1 Проблема агрессии в работах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Психологические особенности младшего школьника
1.3 Формы и особенности проявления агрессии у младших школьников
2. Методические основы экспериментальной работы
2.1 Характеристика диагностической программы
2.2 Описание коррекционной программы
3. Результаты исследования по проблеме агрессии у детей младшего школьного возраста
3.1 Результаты констатирующего эксперимента
3.2 Выводы и рекомендации по результатам экспериментальной работы
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве человека. Поэтому проблема агрессии детей весьма актуальна в наши дни. Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Дети получают сведения об агрессии из семьи, из общения со сверстниками, а также из средств массовой информации. Дети с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся.
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни детей. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе. Проблема агрессии была изучена многими исследователями и учеными: (А.Бандура, К. Лоренц, З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко, Э. Фромм, В. Стюдент, А. Басс.)
Целью данной работы является изучение особенностей проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте
Объектом является агрессия младшего школьника.
Предметом являются формы проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
2) выявить формы проявления агрессии;
3) подобрать диагностический материал для исследования;
4) разработать программу психокоррекции агрессивного поведения детей;
В качестве гипотезы выдвинуты следующие положения:
1) Формы выражения агрессии имеют гендерные различия:
а) мальчиком свойственна физическая агрессия;
б) девочкам свойственна вербальная агрессия
2) предположительно что у детей с показателями выше среднего по шкале нейротизма в большей степени выражена агрессия.
В процессе работы нами были использованы следующие методы:
– теоретический: анализ психолого-педагогической литературы;
– эмпирические: констатирующий эксперимент, анкетирование, интервьюирование;
– метод статистической обработки результатов: количественный и качественный анализ.
Исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения Новопавшинской средней школы Дубенского района. ............