Фортепианный дуэт - жанр, имеющий свою долголетнюю историю. Некоторое время на концертной эстраде существовало два вида фортепианного дуэта - на одном и двух роялях. В наше время второй вид вытеснил первый, мы не встречаем на эстраде пианистов, играющих в четыре руки на одном инструменте, как это бывало во времена Листа и Рубинштейна. Фотртепианний дуэт на двух роялях не случайно получил распространение в концертной практике. Богатые возможности фортепиано благодаря наличию двух исполнителей, двух инструментов еще больше расширяются и это привлекло внимание многих композиторов.
Есть еще одна форма фортепианного ансамбля - восьми рука игра на двух инструментах такое квартетный "выполнение приносит пользу в ДМШ объединения в ансамбле четырех участников способствует развитию чувства коллективной ответственности еще в большей степени, чем игра в дуэте.
Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и детали интерпретации является плодом размышлений и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются они их объединенными усилиями. Процесс дозревания художественного замысла и процесс его превращения в конкретных звуковых обидах в ансамблист и солиста - разные. Если пианист солист может воссоздать звучание пьесы в целости, то пианист-ансамблист - только звучание своей партии. При чем знание партии, даже отлично, еще не делает его партнером. Он становится таким только в процессе работы со вторым участником. Взаимопонимание и согласие лежат в основе создания единого плана интерпретации.
Репертуар для фортепианных ансамблей можно разделить на специально созданные оригинальные произведения (а также концерте транскрипции) и переводы, которые ставят своей целью популяризацию симфонической музыки. В учебном процессе все виды фортепианного ансамбля и оба разделы их репертуара (концертные пьесы "клавирные" переводы) могут быть использованы.
Оригинальные дуэтные пьесы и концертные транскрипции предназначены для концертных выступлений и поэтому требуют подробной и законченной шлифовки выполнения. Изучение этих произведений помогает понять разнообразие требований ансамбля, творчески обогащает исполнителей и явно совершенствует их пианистическую мастерство. До "первых шагов в овладении" ансамблевой техники можно отнести следующие разделы начального обучения: особенности посадки и педализации по 4-ручном исполнении на одном фортепиано; способы достижения синхронности при взятии и снятии звука; звуковая равновесие в удвоение и аккордах, разделенных между партнерами; согласованность приемов звукоизвлечения; передача голоса от партнера; взаемоспиввидношення в сочетании нескольких голосов, выполняемых различными партнерами; соблюдения единства ритмического пульса и т. В меру осложнения художественных заданий, расширяются и технические задачи совместимой игры; преодоление трудностей полиритмии использования особенных тембральных возможностей фортепианного дуэта, педализация на второе фортепиано и т. При 4-руки игре за одним роялем отличие от сольного исполнительского начинается из посадки, так как каждый пианист имеет в своем распоряжении пол клавиатуры. Партнеры должны уметь "разделить" клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближении и перекрестном голосоведении.
Педализирует исполнитель партии Secondo, так как обычно она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии, которые проходят, конечно, в высоких регистрах. ............