Часть полного текста документа:Фрэнсис Бэкон Т.Г. Румянцева Бэкон (Bacon) Фрэнсис (1561 - 1626) - англ. философ, писатель и государственный деятель, один из родоначальников философии Нового времени. Род. в семье высокопоставленного сановника елизаветинского двора. Учился в Тринити колледже в Кембридже и в юридической корпорации Грейс-Инн. Вел судебную практику и избирался в парламент. Позже занимал высокие государственные должности. В 1618-1621 - лорд-канцлер и пэр Англии. В 1621 снят с этих должностей в связи с предъявленным ему парламентом обвинением в злоупотреблениях и взяточничестве. Философия Б., идейно подготовленная предшествующей натурфилософией, традицией англ. номинализма и достижениями нового естествознания, соединила в себе натуралистическое миросозерцание и начала аналитического метода, эмпиризм и широковещательную программу реформы всего интеллектуального мира. Категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке Б. противопоставил доктрину "естественной философии", базирующейся на опытном познании, хотя и не свободной от отдельных понятийных и терминологических заимствований из учения перипатетиков. Свои обобщения по поводу огромной роли науки в жизни человечества, изыскания эффективного метода научного исследования, выяснения перспектив развития знания и его практического применения, умножающего могущество человека и его власть над природой, Б. изложил в незаконченном труде "Великое восстановление наук". Его частями были трактаты "О достоинстве и приумножении наук" (1623, рус. пер. 1971), "Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы" (1620, рус. пер. 1935) и цикл работ, касающихся "естественной истории" отдельных явлений и процессов природы, ("Приготовление к естественной и экспериментальной истории...", 1620, рус. пер. 1974, "История ветров", 1622 , История жизни и смерти", 1623, "История плотного и разреженного и о сжатии и расширение материи в пространстве", 1658). В этих трудах Б. разработал подробную классификацию знаний, включающую указания на те дисциплины, которые еще должны быть созданы, дал типологию заблуждений человеческого ума ("идолы" разума), обосновал эмпирический метод и описал различные виды опытного познания ("плодоносные" и "светоносные" опыты, разные способы к модификации эксперимента), сформулировал индукцию как метод исследования причин ("форм") природных явлений. Пропагандируя науку, Б. разграничивал области научного знания и религиозной веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Он понимал христианство как религию откровения и видел в нем одну из связующих сил общества, Касаясь предшествующей философии, Б. солидаризировался с ее материалистическим направлением и критиковал схоластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеализм платоников, агностицизм скептиков. Особенно привлекали его те натурфилософы, которые понимали материю как активное начало, с одобрением воспринимал он и атомистическую философию Демокрита ("О началах и истоках в соответствии с мифом о Купидоне и о небе, или О философии Парменида и Телезио, и особенно Демокрита в связи с мифом о Купидоне", 1658, рус. пер, 1937 "О мудрости древних", 1609, рус. пер. 1972), Как государственный и политический деятель Б. был сторонником абсолютистской монархии, военно-морского и политического могущества Англии. ............ |