Часть полного текста документа: ... ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ... ... ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ... Реферат "Фрейд и научный позитивизм" аспиранта ... Москва 2004 Содержание 1. Содержание........................................................................................... 2 2. Введение. ............................................................................................. 3 3. Фрейд и просвещённый скептицизм.............................................................4 4. Место опыта у Юма и у Фрейда...................................................................7 5. Кант, усеянное звёздами небо и категорический императив в душе.....................10 6. Фрейд перед лицом отца позитивизма...........................................................13 7. Научный позитивизм Фрейда....................................................................17 8. Список литературы.................................................................................21 Введение Зигмунд Фрейд получает своё интеллектуальное образование во времена, когда Австро-Венгерская империя была доминирующим центром течения, названного позитивизмом. Отпечатки его медицинского и неврологического образования свидетельствуют об этом. Но позитивизм был чем-то бoльшим, чем просто научным подходом, это была мыслительная позиция, которую приняли люди XIX века, эпохи, характеризующейся большим развитием промышленности и естественных наук. Позитивизм был в духе этих времён, это был способ мыслить, эпистемологический абордаж понятий, радикально противопоставленный метафизике и магическим и спиритуалистическим концепциям, которыми романтизм пленял даже научные круги. Фрейд пронизан особым скептицизмом по отношению ко всей метафизике, заставляющим его замыслить проект новой науки, который превосходил бы её, науки, названной метапсихологией, в которой он даёт психологические и рациональные объяснения того, где раньше было место оккультизму, религиозной, паранормальной и сверхъестественной трактовке явлений. Фрейд удаляется от утопических обществ, которые по духу были близки к позитивизму, каковыми были утопии Сен-Симона и Фурье [1, 2], чтобы придерживаться начал, изученных в молодости в лаборатории физиологии Брюкке, и канонов, перенятых у духовных отцов позитивизма в естественных науках - Дюбуа-Реймона и Гельмгольца [1, 2]. Рассмотрение сущности фрейдизма в таком ключе приводит к двум вопросам, которые существенно акцентированы: что такое позитивизм и в каком смысле Фрейд был позитивистом. В этой связи даже имеется повод думать о конфронтации Фрейда с научным позитивизмом. ............ |