Часть полного текста документа:Функции иконы Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни Лепахин В. В. Нужно ли говорить и еще раз доказывать, что ни одно художественное явление не имело в России такого всеохватывающего значения, как икона, и ни один другой вид искусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь, как икононопись. Мы полагаем, что во всей полноте оценить значение и роль иконы, глубину и широту ее влияния на церковную, государственную, общественную и личную жизнь русского человека, даже на его ментальность, на формирование его эстетических взглядов и предпочтений невозможно без разработки функционального аспекта в иконоведении. В связи с этим мы предлагаем выделять и различать следующие взаимосвязанные между собой функции иконы. Догматическая функция. Одной из главных, основных функций иконы является догматическая. В ней можно выделить два аспекта: 1) догматическое обоснование иконы и иконопочитания, 2) догматика на иконе. 1. Церковное учение об иконе и иконопочитании есть синтез православного богословия, своеобразная "summa theologiae" определенного периода. И это не преувеличение. VII Вселенский Собор констатировал, что иконоборчество в своих суждениях, в своих "анафематизмах" в адрес иконопочитания повторило главные тезисы почти всех ересей, отвергнутых предыдущими Вселенскими Соборами. Итак, за иконой стоит вся православная догматика, выработанная на протяжение многих столетий на семи Вселенских Соборах и в писаниях Святых Отцов.1 2. Другой аспект указанной функции состоит в следующем: как конкретно проявляется догматика на иконах? - Это во многом зависит от особенностей темы, содержания, сюжета той или иной иконы. Самый яркий пример - икона Пресвятой Троицы. Она возникла как живописное свидетельство описанного в Ветхом Завете события - приход к Аврааму и Сарре Господа в образе трех путников, трех мужей, трех Ангелов (Быт.18:1-33). Вначале эта икона носила название "Гостеприимство Авраама", и на ней были изображены не только Ангелы, но Авраам, Сарра, слуга, закалывающий тельца для обеда, а стол перед Ангелами был уставлен посудой. И вот со временем через ряд промежуточных этапов (с особым совершенством и полнотой под кистью прп. Андрея Рублева) из священно-исторического изображения гостеприимства Авраама она стала догматической иконой Троицы. На иконе остались три Ангела, а на столе - лишь одна чаша с главой жертвенного Агнца. Так икона потеряла "историчность" и стала невербальным церковным образом, адекватным словесной формуле троичного догмата. Боговдохновенность творения прп. Андрея Рублева состоит именно в том, что икона в красках, линиях и композиции идеально являет главный христианский догмат, делает его зримым, показывает его красоту и неизмеримую глубину.2 Вероучительная функция. Догматическая функция иконы определяет характер следующей функции - вероучительной. Если догматическая функция иконы сосредоточена на задаче "во что веровать", то вероучительная - "как веровать", как понимать тот или иной христианский догмат, то или иное евангельское событие.3 Требование догматической чистоты и ясности, предъявляемое к иконе, возлагает большую ответственность на иконописца. Церковный художник должен заботиться прежде всего о догматической стороне того, что он изображает, о соответствии иконы учению Церкви. ............ |