А. П. Старков
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОНТРОЛЯ
При практической цели обучения иностранным языкам в средней школе главное содержание учебного процесса составляет овладение учащимися речевой деятельностью на иностранном языке, в ходе которого решаются воспитательные, образовательные и развивающие задачи. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» выдвигается в числе других важное требование о всемерном повышении качества образования и воспитания1.
Одним из условий осуществления этого требования является организация учебно-воспитательного процесса на оптимальном уровне с учетом различных факторов, влияющих на ход и результаты обучения. По иностранному языку оптимальная организация возможна при гибком управлении, которое позволяет вносить необходимые коррективы в ход учебной работы, учитывая расхождения между программой обучения, предложенной учебно-методическим комплектом и учителем, и реальной учебной ситуацией, сложившейся в классе, а также сбои и пробелы, проявляющиеся в языковой подготовке учащихся.
Для осуществления эффективного управления учебным процессом необходимо обеспечить обратную связь на постоян-, ной операционной основе, которая выступает в форме контроля.
В методической литературе выделяются различные функции контроля в обучении иностранному языку. Следуя общепедагогическому подходу, некоторые методисты называют такие функции, как контрольно-корректирующую, контрольно-предупредительную, контрольно-стимулирующую, контрольно-обобщающую2; другие — классифицируют контрольные функции как обучающую, диагностическую, корректировочную, управленческую, оценочную3.
О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М., 1984, с. 40.
2 См.: Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбив А. А., фоломкина С. К.., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе М.. 1982, с. 309.
тические основы методики обучения иностранным языкам в средней ред. А. А. Миролюбова и др. М., 1981, с. 418—419.
Вопрос о функциях контроля в обучении иностранному языку следует рассматривать с учетом структуры самого учебного процесса. Обучение общению на иностранном языке осуществляется в непосредственном взаимодействии обучающей деятельности учителя (преподавание) и учебной деятельности учащихся (учение), которые составляют единую и целостную систему. В этой системе обратная связь функционирует в различных направлениях: на учителя и на учащихся. Помимо направленности, она различается также набором функций, их характером и содержанием.
Обратная связь, направленная на учителя, носит управленческий характер и выполняет 1) диагностическую, 2) оценочную и 3) корректировочную функции. Обратная связь, направленная на учащихся, носит учебный характер и выполняет 1) корректировочную, 2) оценочную и 3) моти-вационно-стимулирующую функции.
Обратная связь, направленная на учителя, дает ему информацию о ходе учебного процесса. Анализируя речевую деятельность школьников, их высказывания в ходе выполнения упражнений, их реакцию на данные задания, учитель выявляет правильность высказываний учащихся и понимание ими аудируемых и читаемых текстов; отклонения от языковых и речевых норм; характер и количество общих и индивидуальных ошибок, допускаемых учащимися, а в целом осуществление ими учебной коммуникации; успешность выполнения поставленной учебной задачи и упражнений; прогресс в ходе учебной деятельности. ............