Содержание
Введение
1.Ф. Лист: наука о национальном хозяйстве
2. Политическая экономия с позиций исторического метода
3 .Г. Шмоллер, Г. Шенберг, Л. Брентано, К. Брюхер - представители исторической школы
Заключение
Список литературы
Введение Авторы трудов по истории экономической мысли порой безжалостно "расправляются" с представителями исторической школы. Основные упреки: представители исторической школы не вправе претендовать на создание стройной, логически взаимосвязанной концепции. Сосредоточивая внимание не на обобщении экономических процессов и зависимостей, они тем самым размывают чисто экономическую сферу отношений, уходят от экономического анализа в смежные области - в историю, социологию, политику. За частоколом критических упреков и уколов оппоненты не замечают каких-либо позитивных моментов в трудах экономистов исторической школы. По мнению некоторых критиков, историческая школа была, но достойных внимания следов в истории экономической науки не оставила.
С подобного рода оценками вряд ли можно согласиться. Замалчивание как форма критики, исключение исторической школы из соответствующих разделов учебников и монографий, на наш взгляд, не могут считаться оправданными. Игнорируя идеи и положения одной школы, мы невольно превозносим идеи и положения других школ и направлений. Подходы и концепции, выдвинутые в свое время "историками", не были забыты, а эволюционировали и трансформировались в концепции и методы их последователей, в том числе институционалистов. Экономическая наука не может двигаться и обогащать себя в одном, заранее определенном, строго очерченном направлении. Меняются и проблемы, и задачи, и способы их. решения. А всякая односторонность ведет к ошибкам и перекосам. Так, увлечение универсальными схемами нередко сопровождается игнорированием национальных особенностей, многообразия условий развития отдельных стран.
Против подобной односторонности как раз и выступали представители немецкой исторической школы.
1. Ф. Лист: наука о национальном хозяйстве В 1871 г., после военной победы над Францией, завершилось объединение германских земель, которое Ф. Энгельс охарактеризовал как результат завоевания Германии Пруссией. Объединение страны "железом и кровью" усилило позиции реакционной военной касты - прусского юнкерства. Ориентируясь на союз с юнкерским милитаризмом, германская буржуазия надеялась удовлетворить свои имперские аппетиты; ее идеологи, ссылаясь на "бесплодный" опыт революции 1848 г., окончательно расстались с какой бы то ни было оппозиционностью монархизму.
Захват промышленно развитых территорий Эльзаса и Лотарингии, полученная контрибуция создали благоприятные условия для развития германского капитализма. В стране росло рабочее движение. Ширилось влияние социал-демократической партии. В то же время германский капитализм был во многом еще отсталым: сказывалось наличие феодальных пережитков и даже патриархальных отношений, сельское хозяйство развивалось по помещичье-буржуазному (прусскому) пути. В этих противоречивых условиях в 70-е годы XIX в. сформировалась новая историческая школа.
Основоположником немецкой исторической школы считается Фридрих Лист (1789-1846), немецкий экономист, талантливый публицист, энергичный политик. ............