Часть полного текста документа:Галахические проблемы Талмуда А.И. Казанник, Омский государственный университет, кафедра государственного и муниципального права Талмуд представляет собой исключительно сложный энциклопедический труд по содержанию, характеру входящего в него материала, хронологическим рамкам реальных и мифических событий, человеческих деяний. Он создавался усилиями еврейских Мудрецов многих поколений (I век до н.э. - VI век н.э.), которые преследовали цель раскрыть сокровенный смысл Торы, найти ключ к пониманию закона, древней философской системы и принципов веры. Его можно рассматривать как ценнейший исторический памятник, свод древнееврейских законов и правил, источник глубокой философии и парадоксальной логики, громадное собрание преданий и легенд, справочник нетрадиционной медицины, уникальное художественное произведение. Но в первую очередь Талмуд был и остается высокочтимой книгой у верующих иудаистов. Талмуд в силу своего энциклопедического характера уже давно стал предметом научных исследований не только теологов, но и ученых других специальностей. Чтобы не выйти за пределы своей научной компетентности, я ограничусь, естественно, лишь анализом галахических проблем Талмуда. Талмуд - это собрание устных законов, которые разабатывались поколениями Мудрецов в Палестине и Вавилонии. Он соcтоит из двух взаимосвязанных частей: Мишны и Гемары. В Мишне содержатся исключительно точные и лаконичные высказывания Мудрецов, сформированные после тщательного анализа мнений всех сторон по поводу конкретных действий, типичному поведению лица или его возможной мыслительной деятельности. По степени своей определенности, уровню лингвистической техники, категоричности предписаний или запретов и средствам их обеспечения они напоминают правовые нормы. В этой связи каждое высказывание Мудреца, основанное на Торе и подтвержденное в результате дискуссий, получило название галахи, то есть закона, правила, постановления. Такие высказывания и составляют Мишну или книгу Галахи (Закона). Для облегчения пользования Мишной древнееврейский Мудрец Иехуда ха-Наси систематизировал весь материал по тематическому принципу. В шести самостоятельных разделах он сосредоточил галахи о земледелии; о соблюдении праздников и постов; относительно брака и развода; о возмещении имущественного и морального вреда и уголовных наказаниях; относительно храмовой службы, жертвоприношений и ритуального убоя скота и птицы; о ритуальной чистоте. Каждый из этих разделов, в свою очередь, подразделяется на трактаты, главы и параграфы. Таким образом, в 200 году от Рождества Христова, была произведена кодификация всех относящихся к Торе устных толкований и решений Мудрецов, которая поражает и современных юристов своей логикой и завершенностью. Хотя Иехуда ха-Наси в отличие, скажем, от Аристотеля и не оставил после себя специального трактата о науке логики, но оставил логику Талмуда. Древнееврейские Мудрецы заботились о том, чтобы содержание и смысл Мишны могли понимать не только круг избранных людей, обладающих безграничными познаниями в Явном и Тайном Учении, во всех без исключения сферах еврейской и общечеловеческой культуры, но и простые смертные. ............ |