Реферат
На тему: "Галимжан Ибрагимов – классик татарской литературы"
Галимжан Ибрагимов оставил заметный и полезный след в развитии не только татарской, но и ряда других литератур. Выдающийся туркменский писатель Берды Кербабаев говорил в свое время:
"В первые годы становления Советской власти татарская литература по сравнению с литературами народов Средней Азии была наиболее развитой. А в ней выделился Галимджан Ибрагимов. В его произведениях было то принципиально новое, что лежало в основе всех социалистических национальных литератур".
Наблюдательность художника подчас дает не меньше, чем точные выводы исследователя. Б. Кербабаев предложил очень верное определение роли Г. Ибрагимова в формировании многонациональной советской культуры. Его творчество и деятельность действительно вносили новое, социалистическое содержание в духовную жизнь и эстетическое развитие народов нашей страны. И потому изучение многогранного наследия Г. Ибрагимова служит одним из важных участков филологической науки в целом, имеет значение для всего советского литературоведения.
Г. Ибрагимов ступил на общественно-литературное поприще в годы всеобщего политического подъема начала века, когда были поколеблены старые устои жизни, когда широкие народные массы поднялись на борьбу за свое освобождение. Страстное желание искоренить зло и утвердить добро, сыгравшее важную роль в формировании мировоззрения писателя, было отнюдь не абстрактным — оно складывалось под влиянием лозунгов, выдвинутых революцией 1905 — 1907 гг.; иными словами, его питали протест против гнета царизма и капиталистической эксплуатации, отказ мириться с засилием реакционного духовенства, жажда свободы, горячая вера в освобождение человека и счастливое будущее человечества, стремление к высоким идеалам социализма.
Февральская, а затем Октябрьская социалистическая революции выкристаллизовали его взгляды и накрепко связали Ибрагимова с большевистской партией, с марксистско-ленинской идеологией. Революционный пафос всей деятельности писателя, его понимание классовой борьбы, концепция места и роли татарской нации в социалистической действительности оказали огромное влияние на развитие общественного самосознания народа. Творческий путь Г. Ибрагимова начался задолго до Великой Октябрьской социалистической революции. Но в духовный мир широких масс трудящихся произведения писателя вошли вместе с Октябрем, точно так же и многогранный талант его в полную меру раскрылся в послеоктябрьский период.
Революционный и творческий путь Ибрагимова это путь духовного роста татарского народа с начала XX века до победы социализма в нашей стране. Ведь жизнь и деятельность писателя неотделима от истории освободительной борьбы и развития культуры татарского народа. В то же время анализ идейного развития Ибрагимова проливает свет и на более общие закономерности становления социалистической идеологии.
Его путь от бунтаря-шакирда до принципиального марксиста-ленинца отразил искания, противоречии и порывы бурной и чрезвычайно сложной эпохи начала XX в. Мировоззрение Ибрагимова выросло на базе передовых традиций национальной общественной мысли, прежде всего на базе демократического просветительства. ............