А. Подцероб, кандидат исторических наук
На первый взгляд Джерма, лежащая на шоссе Себха – Гат, ничем не отличается от десятков других оазисов, разбросанных по ливийской Сахаре. Вдоль дороги вытянулись одноэтажные глинобитные дома, магазинчики, авторемонтные мастерские. На центральной площади – мечеть, полицейский участок, бензоколонка, школа. Вдоль домов пробираются ослики, нагруженные связками сухой травы для очагов. В кафе посетители пьют маленькими глотками из крошечных стаканчиков чай с мятой...
И все-таки Джерма не обычный поселок. В течение полутора тысяч лет она, известная под названием Гарама, была столицей некогда могущественного государства – Гарамантиды. О нем писали "отец истории" Геродот, греческий географ Страбон, римский историк Плиний. Римляне считали гарамантов своими самыми опасными противниками по ту сторону Средиземного моря.
Происхождение гарамантов, принадлежащих к белой средиземноморской расе, точно неизвестно. Скорее всего, они были одним из тех таинственных "народов моря", которые вторгались в Северную Африку в XV-XII веках до н. э. В XI веке до н. э. гараманты, перебравшиеся в центр Сахары, создали свое государство. В VIII веке до н. э. их царство уже включало в себя весь нынешний Феззан (или феццан), южные районы Триполитании и значительную часть Мармарики.
Среди тысяч петроглифов на скалах Акакуса, одного из отрогов горного массива Тассили, находящегося в Ливии, мне удалось разыскать изображения гарамантов – высоких длинноногих людей в белых одеждах и красных плащах. На ногах – сандалии, страусовые перья украшают головы, в руках они держат луки. А вот изображения гарамантских колесниц: распластавшиеся в беге четверки коней, возницы, хлещущие их кнутами, задние колеса быстро набирающих скорость повозок отрываются от земли.
На карте отмечена линией территория, бывшая некогда государством Гарамантида. В скобках указаны древние названия.
Сердцем, центром Гарамантиды было вади (так арабы называют сухие долины в пустынях) Аль-Аджьяль, где находилось большинство гарамантских поселений, включая Гараму. И до сих пор оно представляет собой цветущую плодородную долину, по которой разбросаны небольшие селения, колодцы, пальмовые плантации, растет тамариск. С одной стороны блестят под ослепительными лучами солнца ярко-желтые барханы песчаного моря, с другой – высятся мрачные черного цвета горы, окаймляющие плато Мурзук. На их склонах глаз выхватывает бесчисленные уступы. Это – захоронения гарамантов. Они разбросаны по всему вади Аль-Аджьяль то отдельными погребениями, то в виде целых некрополей. Иногда могилы гарамантов (обнаружено уже 45 тысяч захоронений) выглядят как сооруженные из песчаника небольшие курганы, в других случаях – как окруженные камнями овальные углубления либо как небольшие стеллы. На равнине также видны следы древней цивилизации: от гор, словно бусы, тянутся цепочки холмиков. То входы в построенные гарамантами подземные галереи (фоггары), дренировавшие влагу водоносных горизонтов и направлявшие воду к оазисам. Такие сооружения позволяли избежать весьма значительных в пустыне потерь воды, сберечь ее от испарения. Строительство фоггар требовало точных инженерных расчетов и тщательного исполнения: по всей длине фоггары надо было соблюдать равномерный и очень незначительный перепад высот – миллиметр или даже меньше на метр. ............