Часть полного текста документа: ПЛАН 1. Немецкая классическая философия. 2. Диалектика Гегеля - высшее достижение немецкой классической философии. 3. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля. 4. Логика Гегеля. 5. Философия природы. 6. Философия духа. В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и "подобно тому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту". Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции. Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естество-знания и общественных наук : стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики. позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологи-ческие теории, а также теории развития человеческого общества - все это со всей остро-той и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод поз-нания действительности. Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившим идеи диалектики, был И. Кант (1724-1804). Именно с Канта началась философия новейшего времени. Но не только в философии, но и в науке. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать воз-можности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явле-ния вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия "вещей самих по себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. При-водим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений со-ответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - "вещи сами по себе". Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т. е. умо-постигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде воспри-ятий. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связы-ваются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т. е. общие понятия, которые по Канту, суть "чисто логические" формы, характеризующие только "чистое мышление", а не его предмет. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый мо-мент познания. Но диалектика для него - лишь гносеологический принцип, она субъектив-на, т. к. отражает только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляется содержание занятий и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин назвал логику Канта "формальной". Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдющи-мися философами, как И. ............ |