Мошкин Владимир Николаевич, Калачев Геннадий Анатольевич, Барнаульский государственный педагогический университет, Овчаров Вячеслав Вольдемарович, Алтайская академия экономики и права
В статье изложены некоторые результаты анкетирования студентов, раскрывающие отдельные характеристики культуры безопасностей девушек и юношей, обучающихся в вузе. Приведены и проанализированы фактические данные, свидетельствующие о наличии некоторых отличий взглядов девушек и юношей на проблемы безопасности и пути профилактики факторов риска.
Проведенное исследование позволило выявить сущность, структуру, функции культуры безопасности, привело к выводу о том, что культура безопасности человека включает в себя компоненты деятельности (мотивы к безопасности, знания и умения обеспечения безопасности, опыт творческого решения проблем безопасности, опыт самоконтроля в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности), качества личности (ценностные ориентации, личные смыслы, способности, взгляды и убеждения как основу безопасной жизнедеятельности), направления базовой культуры личности (прежде всего, мировоззренческую, нравственную, психологическую, физическую готовность к безопасной жизнедеятельности), основные функции которых: защита от факторов риска, создание безопасных условий жизнедеятельности, развитие безопасной жизнедеятельности. Вместе с тем до настоящего времени в педагогике недостаточно изучены особенности культуры безопасности студентов, специфика культуры безопасности юношей и девушек. В связи с этим изложим результаты изучения особенностей культуры безопасности девушек и юношей, обучающихся в вузе.
В декабре 2005 г. мы осуществили анкетирование 901 студента Алтайской академии экономики и права (ААЭП), из них 413 юношей и 488 девушек 1-3 курсов юридического и экономического факультетов. Заполняя анкету, студенты выражали свое согласие или несогласие с утверждениями, отражающими различные аспекты культуры безопасности. При затруднении студенты отмечали вариант ответа «Затрудняюсь ответить». В. Н. Мошкиным и Г.Б. Буяльской были разработаны два варианта анкеты: «бумажный» и электронный. В декабре 2005 г. был использован «бумажный» вариант анкеты. Статистическая обработка результатов анкетирования осуществлялась с применением специальной компьютерной программы, разработанной В.Н. Мошкиным и Г.Б. Буяльской. На основе полученных с использованием анкетирования статистических данных проанализируем особенности взглядов девушек и юношей, отражающих содержание и уровень развития культуры безопасности студентов разного пола.
Утверждение 1: Я читаю статьи, брошюры, книги о безопасности, самозащите, выживании. С данным утверждением согласились 50% студентов. Однако девушек, согласных с этим утверждением, оказалось на 5% больше (согласно: 47% юношей и 52% девушек). Это свидетельствует о наличии признаков большей склонности девушек (чем юношей) к чтению литературы о безопасности.
Утверждение 2: Главная причина опасностей - ошибки и слабости самого человека. С утверждением согласны почти три четверти студентов (более 72% опрошенных). В то же время, если с утверждением согласились 78% юношей, то среди девушек согласие выразили 67% опрошенных. Таким образом, юноши оказались более склонными считать, что главная причина опасности заключается в ошибках человека.
Утверждение 3: Я могу сам позаботиться о себе: обезопасить себя, избежать травм, болезней, потерь. С утверждением согласились почти 74% опрошенных. ............