IV Гомельская научно-практическая конференция школьников по математике, ее приложениям и информационным технологиям "Поиск"
Учебно-исследовательская работа
«Генерация дидактических материалов по математике»
Ученицы
11/А класса
ГУО СОШ№22 г. Гомеля
Прохоренко Елены Александровны
Научный руководитель –
Горский Сергей Михайлович, учитель математики Государственного учреждения образования СОШ №22 г.Гомеля
Гомель, 2009
Содержание
Введение
1 Описание работы программы
1.1 Запуск программ
1.2 Описание файла шаблона
2 Использование постобработчиков
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Введение На данный момент некоторые преподаватели уже пытались привлечь компьютер к составлению самостоятельных работ, контрольных работ, домашних заданий. Наиболее формализуемые и параметризуемые задачи относятся к таким предметам как математика, физика, химия. В литературе приведены примеры генерации заданий по математике для квадратных уравнений, по геометрии на объемы и поверхности тел вращения, по химии на концентрации растворов, по физике на решение треугольников (векторы сил в механике). Однако в описанных примерах каждая работа создается отдельной программой, вид параметризованных формул "вшит" в программный код и недостаток данного подхода отмечается даже самими авторами [2].
В данной работе излагается метод генерации произвольных задач с решениями, позволяющий избежать колоссальных трудозатрат по верстке и составлению задач, а также демонстрируется программа генерации заданий по математике, удовлетворяющих условиям различности и равноценности. Отличие предлагаемого метода от методов, реализованных, в уже существующих программах заключается в том, что пользователю предоставляется механизм создания параметризованных задач и аппарат для их клонирования (создание нескольких вариантов). То есть клонируемые задачи не обязаны подходить под определенный тип, а число вариантов задается во внешнем файле-сценарии или определяется через условия, накладываемые на параметры.
Следует заметить, что в большинстве существующих программ предлагается генерировать только задания для последующего их распечатывания. Наличие отдельного напечатанного варианта при проведении контрольной или самостоятельной работы имеет ряд преимуществ перед отсутствием такового: например, решается проблема списывания — каждый учащийся вынужден обрабатывать свои данные. Есть и свои недостатки — учителю затем нужно проверить не 2 варианта, а 25–30.
Разработанная мною программа устраняет этот недостаток, поскольку она позволяет включать в текст задачи и решение, и ответ, которые выносятся в отдельный файл.
Так же программа поддерживает написание тестов, с перемешиванием вариантов ответов в каждом варианте теста и позволяет производить выбор между различными однотипными, но различными по шаблону заданиями.
Поскольку программа работает с текстовыми файлами, то она позволяет
- составлять шаблоны файлов в различных форматах, близких к plain text (LaTeX, MathML+HTML),
- проводить обработку иными средствами, такими как MatLab, Mathematica и др.
- при создании специализированного языка разметки, задачи, генерируемые данной программой, могут быть использованы в интерактивном режиме, реализуя не только функции проверки определенной темы, но для реализации режима «подсказки», для дифференциации заданий для учащихся (если учащийся не решил данную задачу, предложить более легкую).
Данная программа широко используется для подготовки контрольных и самостоятельных работ в 5–7 классах ГУО СОШ№ 22 г. Гомеля.
1 Описание работы программы
Программа, являющаяся скриптом, написана на языке программирования Python 2.4. ............