Часть полного текста документа:Генетические факторы социального процесса Воронцов С.С. Достижения последних десятилетий психофизиологии и психогенетики в исследовании роли генных и средовых факторов в формировании структур мозга и нейронной системы человека позволяют поставить вопрос об исследовании влияния генных факторов на социальный процесс. При этом необходимо рассматривать "не просто физиологические механизмы возбуждения и торможения отдельных нейронов, областей и структур мозга, а специфические системные процессы и функциональные системы, осуществляющие взаимодействие целого организма с предметной средой в контексте структуры видового и индивидуального опыта" [1]. Эти проблемы теснейшим образом связаны с проблемами обучения и наследования поведенческих параметров. Нужно привлекать данные не только психофизиологии, психогенетики, но и нейроанатомии, эволюционной биологии и молекулярной генетики. Анализ достижений этих наук показывает, что в современных условиях естественный отбор идет на нейрофизиологических структурах мозга, при этом важную роль играет информационная компонента социальной среды. В предлагаемой работе рассмотрена динамика формирования социальной среды в ее связи со статистиками психофизиологических параметров популяций. Эволюционно в филогенезе структуры нейронной сети формировались под воздействием процесса обучения. Средовые факторы вызывали возникновение условных рефлексов и, если факторы действовали достаточно долго, то за счет сокращения времени обучения рефлексы переходили на уровень безусловных и генетически закреплялись в структурах нейронной сети [1,5]. Формирование нейронной сети при развитии человеческого организма в онтогенезе идет таким образом, что структура длинных аксональных связей генетически жестко регламентирована, а чем короче связи, тем их структура все более определяется свойствами среды [1,2,4]. Многие поведенческие комплексы формируются в нейронной сети на определенном этапе онтогенеза как условные рефлексы с нулевым временем обучения, то есть как безусловные, хотя исторически на каком-то этапе филогенеза они были условными. В животном мире в чистом виде это проявляется, в частности, как явление импринтинга. Мозг человека формируется именно по такому механизму. Поэтому многие поведенческие комплексы содержатся у человека латентно, то есть актуализируются только при наличии определенных средовых факторов. Разные комплексы имеют разные пороги актуализации, поэтому всегда сложно разделить средовую и наследуемую компоненты. Актуализация поведенческих комплексов сопровождается когнитивными процессами, корректировкой индивидуального семантического пространства личности, то есть формированием информационной компоненты. С одной стороны информационные комплексы в этой ситуации являются вторичными структурами человеческого сознания, отбор информационных моделей среды всегда идет в соответствии с генетически наследуемыми избирательными свойствами нейронной сети (пространство генотипов). Получаемые личностью в процессе обучения и деятельности информационные комплексы в случае их дезадаптации вызывают стрессовые состояния, приводящие к появлению социально индуцируемых неврозов. Пределы адаптационной гибкости неясны. Можно принять, что у каждой популяции имеется некоторый базовый спектр наследуемых психофизиологических комплексов (пространство фенотипов), который задает основные поведенческие параметры и через них культурную карту, религиозные представления, уровень и сферы взаимной и внешней комплиментарности и агрессивности. ............ |