Часть полного текста документа:Генетический структурализм. Социологическая теория Люсьена Гольдмана Критика современной буржуазной теоретической социологии Ковалев А.П., Митина С.М., Орлова Э.А., Гофман Александр Бенционович, Давыдов Юрий Николаевич, Ионин Леонид Григорьевич Ред.: Осипов Геннадий Васильевич Москва : Наука , 2003 Глава восьмая Генетический структурализм Социологическая теория Люсьена Гольдмана Во Франции в 50-60-е годы значительное влияние, как известно, приобрели структуралистские концепции. К 60-м годам вокруг них развивается острая полемика, в которой активно участвуют представители самых различных теоретических и идеологических направлений. Одно из центральных мест в этой полемике безусловно принадлежит теории "генетического структурализма", выдвинутой известным французским социологом ЛюсьеномГольдманом. Последняя является весьма своеобразной "неомарксистской" модификацией структурализма, внешне скорее отрицающей его, но в сущности имеющей много общего с ним. Л.Гольдман ‑ известный исследователь в области социологии духовной культуры, автор ряда книг и статей по проблемам, главным образом, философии истории, литературы и искусства[1]. В буржуазно-либеральной и леворадикальной среде социологические концепции Л. Гольдмана оцениваются весьма высоко. "Клю- 230 чевой, исходной позицией" социологической теории называет "генетический структурализм" французский социолог Р.Пэнкотт "неомарксистской" ориентации[2]. "Важным вкладом" в социологию культуры считает теорию Гольдмана американский "неомарксист" С.Сэндерс[3]. РожеБастид, умеренный либерал, утверждает, что исследования Гольдмана о Паскале, Расине, Сартре и ЖанеЖене "скоро станут классикой"[4] и т.д. Сегодня, пожалуй, можно говорить о "школе" Гольдмана. В Брюсселе в 1973 г. появляется сборник "Социология литературы"[5], в котором наряду с программными статьями Гольдмана помещены работы ряда его учеников и сотрудников ‑ X.Уако, Б.Лоди, Н.Бонота и других, анализирующих произведения художественной литературы в плане "генетико-структуральной" социологии. В том же году во Франции выходит сборник теоретических работ под редакцией социолога литературы РобераЭскарпи[6], в котором концепция "генетического структурализма" фактически является одной из центральных. Ряд авторов пытаются разрабатывать ее, другие полемизируют с ней. Под влиянием этой концепции находятся многие французские социологи культуры. Чем же можно объяснить столь казалось бы неожиданную популярность Гольдмана? Дело в том, что кризис "академической" позитивистской системы все более дает себя чувствовать на Западе. Все больше исследователей приходят к выводу о "непродуктивности" этой системы, долгое время господствовавшей в университетах, о рутинности административно закрепленной структуры узко специализированных исследовательских групп, разобщенных и жестко отграничивавших предмет своего исследования от всех смежных факторов и дисциплин. А отсюда идея комплексного анализа социокультурного феномена представляется все более привлекательной. Так, одной из основных тем обсуждения на последнем Всемирном социологическом конгрессе была сравнительная социология цивилизаций. Разработке универсальной теории культуры, поиску критериев объективности ее оценок посвящены, например, труды известного французского антрополога ЛуиДюмона[7], аме- 231 риканских исследователей Р.Меннерса и Д.Кэплэна[8], нидерландского теоретика Невенхойзе[9] и целого ряда других авторов. Но что же предлагает Л.Гольдман? Он предлагает особый вариант глобальной и комплексной теории культуры, базирующейся на социологическом фундаменте и тем самым призванной исключить элементы абстракции и субъективности, а также "внеисторизма" и "позитивизма". ............ |