Г. как наука и учебная дисциплина; основные разделы. Место Г. в системе биологических наук. Цели и задачи Г.
Знание Г. необходимо каждому биологу, особенно работающему на уровне организмов, популяционном, видовом уровне и уровне сообществ, т. к. она позволяет познать структуру (отвечает на вопрос «как устроено растительное сообщество?») и динамику растительных сообществ (отвечает на вопрос «почему здесь произрастает именно такое сообщество и что будет здесь в будущем?»). Поэтому, как учебная дисциплина «Г.» («Фитоценология», «Фитосоциология») преподается во всех Университетах мира на биологических факультетах.
Г. – наука о растительном покрове Земли как совокупности растительных сообществ, или Ф.ов. Термин «Г.» был одновременно предложен в 1866 русским ботаником-почвоведом Ф.И. Рупрехтом и немецким ботаником А. Гризенбахом. Г. состоит из двух разделов (наук): фитоценологии (фитосоциологии (в западноевропейской литературе)) и географии растительности. Фитоценология – наука о Ф.ах. Термин «фитоценология» предложен австрийским фитоценологом Х. Гамсом в 1918 г. География растительности – наука о закономерностях географического распределения синтаксонов (растительных сообществ различного ранга) по поверхности Земли. Г. включает в себя и экологию (демэкологию и синэкологию), т. к. изучает вопросы взаимоотношений популяций видов и растительных сообществ с окружающей средой; и в тоже время именно по этим разделам Г. входит в экологию. Г. делится также на общую (рассматривает общие закономерности состава, структуры, динамики и географии растительных сообществ) и специальную (изучает особенности тех же свойств Ф.ов применительно к отдельным типам растительности: лесную растительность изучает лесоведение, растительность тундры – тундроведение, лугов – луговедение, болот – болотоведение, определением условий среды по растительности занимается индикационная Г.). Г. входит в междисциплинарный научный комплекс «Наука о растительности» «vegetations Science», который исследует закономерности отношения растений к условиям среды в пространстве и во времени начиная от уровня индивидуума и популяции и заканчивая инфраценотическим уровнем (флора, комплексы растительности). В данный комплекс наук также входят: экологическая физиология растений, популяционная биология и экология растений (демэкология), синэкология (экология сообществ), ботаническая география (включая географию растений (флористика, флорогенетика (история флор), хорология (наука об ареалах таксонов)) и географию растительности).
в 1910 г. Г. вышла из ботанической географии как самостоятельная
Цель Г. – познание причин и закономерностей формирования взаимоотношений растительных сообществ с условиями местообитания.
Основные задачи Г.:
1. Изучение состава и структуры Ф.ов.
2. Изучение закономерностей распределения Ф.ов по эколого-ценотическим градиентам и их динамики Ф.ов.
3. Выяснение зависимости фитоценотического состава растительного покрова, флористического состава Ф.ов и их структуры от биотических и абиотических факторов, воздействия человека.
4. Анализ фитоценотических отношений между популяциями растений и взаимоотношений растительных сообществ с условиями местообитания
5. Классификация, география и картографирование растительности.
6. Хозяйственная характеристика различных форм растительности и выявление путей их рационального размещения и устойчивого использования.
Понятие о фитоценозе. Понятие «экотоп», «биотоп», «биоценоз», «биогеоценоз». ............