Часть полного текста документа:Геракл Ярослав Захарян Введение. Обращая взгляд на историю развития европейской цивилизации и человеческого общества в целом, ясно различается один из основополагающих, базисных и образующих периодов эволюции планетарного социума, определяемых приоритетно эллинской культурной и геополитической моделью, как сотни лет тому назад , так и в настоящее время. Древняя Греция была, есть и вероятно, ещё очень долгое время будет предметом жгучего , постоянного и нескончаемого интереса исследователей в области истории, литературы, психологии, философии, культуры, правоведения, мифологии и, думается, всех прочих общественных наук, основы которых берут своё начало в древнем мире вообще и в античном, эллинском мире, в частности. Безусловно, чтобы познать , систематизировать и изучить греческую и в целом античную цивилизацию, необходимо первостепенно обратить взгляд на духовную культуру, понять или , по крайней мере попытаться вникнуть в суть образа мыслей, ментального сознания, самоидентификации и идеологии народа её созидавшего. Нужно окинуть взором самые широкие пласты духовной жизни древних греков, и в первую очередь это будут религиозные верования, мифологические образы и сюжеты эллинов, между собой прочно и неразрывно взаимосвязанные. Данная работа является попыткой на примере вычлененного фрагмента духовной культуры пролонгированного темпорально и, образно говоря, спирально раскрывающегося и свёртывающегося под воздействием развития общества, показать эволюцию и генезис "греческого духовного мира", ментальности, персональной идеализации, как формы проявления внутренних представлений народа о величии. А таковым фрагментом является образ величайшего греческого героя древности - Геракла. Необходимо отметить, что образ настоящего героя, как его понимали древние эллины, отнюдь не являлся их изобретением, открытием или, даже хотя бы последующей прерогативой. Подобные образы крайне популярны у самых разных народов самых различных исторических периодов, относящихся к родственным, взаимопроникающим и абсолютно чуждым культурным традициям. Притом, образы не просто похожи, часто они во многом практически конгруэнтны. Вот даже близко не полный перечень подобных примеров: древневавилинский Гильгамеш, финикийский Мелькарт, библейский Самсон, германо-скандинавский Донар (Тор) и Сигурд , армянские Вахагн и Давид Сасунци, тибето-монгольский Гесер, русский Илья Муромец, англо-саксонский Беовульф и, отчасти, даже индейский Гайавата. Однако, именно древнегреческий Геракл вобрал в себя все самые лучшие черты героического, те стороны натуры, которые одновременно и сильно возвышали его над другими людьми и делали, а впрочем, и делают его интересным и близким самым различным слоям населения в самых разных странах во все времена. Это сила и благородство, аристократичность и народность , жестокость к врагам и милосердие, великодушие, щедрость и верность долгу, ум и почти детскую наивность. Чем же образ Геракла привлекателен не только эллинам , но и современным людям? Думается, что можно выявить не менее двух сторон и не менее двух слоёв при ответе на данный вопрос. Человек всех времён стремился во-первых к совершенству, а во-вторых к силе, и в обоих случаях как к духовным, так и к физическим. ............ |