Часть полного текста документа:Германия накануне Первой мировой войны Германская империя являлась союзным государством, в которое входили 25 самостоятельных политических единиц (четыре королевства, шесть великих герцогств, четыре герцогства, восемь княжеств, три вольных города - Гамбург, Бремен и Любек) и особая провинция Эльзас-Лотарингия, управляемая имперским наместником. Коллективным носителем суверенитета являлись 22 германских монарха и сенаты трех вольных городов, но не народ или император. В ведении отдельных государств находились их конституции и избирательные системы, юстиция и административное управление, финансы, образование и культура. Имперская Конституция, принятая в марте 1871 г., в скрытом виде обеспечивала гегемонию Пруссии, население и территория которой составляли две трети Германии. Кайзером мог быть только прусский король, который распоряжался вооруженными силами и представлял государство на международной арене. Лишь армия Баварии в мирное время подчинялась своему королю, но в случае войны и она переходила под командование кайзера. Императору принадлежало право утверждать или отклонять все законопроекты, созывать и распускать имперский парламент - рейхстаг. Единственный общегерманский министр - рейхсканцлер - одновременно являлся министром-президентом Пруссии, отвечал за свою деятельность только перед императором, указы которого подлежали обязательному визированию канцлером. Отдельные ведомства возглавляли статс-секретари, которые по своему служебному положению были не самостоятельными министрами, а лишь помощниками канцлера. С 1878 г. все общегерманские ведомства были закреплены за соответствующими прусскими министрами. В Союзном совете - бундесрате, куда входили представители всех немецких государств (61 депутат) и который исполнял высшую законодательную функцию, у Пруссии было всего 17 голосов. Но она имела право вето по наиболее важным конституционным и военным вопросам. К тому же всегда находились мелкие государства, послушно следовавшие за Берлином. В итоге ключевое положение в империи заняла высшая прусская бюрократия. Рейхстаг как народное представительство, напротив, являлся уже политическим институтом массовой демократии, так как избирался сроком на пять лет на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права. Но оно распространялось только на мужчин старше 25 лет, ибо женщины в Германии права голоса не имели. Кроме того, избирательные округа в империи были организованы по устаревшему территориальному принципу, хотя с течением времени численность избирателей в округах значительно изменилась. В результате малонаселенный сельский округ оказался приравнен к гораздо большему по числу жителей городскому району, что ставило на выборах различные политические организации и партии в неравное положение. Так, избирательный округ Берлин-VI насчитывал около 700 тыс. жителей, а округ Шаумбург-Липпе - всего 43 тыс. жителей. Но каждый из них был представлен в рейхстаге одним депутатом. Рейхстаг совместно с бундесратом осуществлял законодательную власть, утверждал бюджет и имел право законодательной инициативы. Но подлинным органом парламентской системы он стать не мог, поскольку не обладал правом ни назначать, ни отзывать канцлера. ............ |