Санкт-Петербургский Государственный университет
философский факультет
специализация: философия
кафедра онтологии и теории познания
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДИАЛОГА
дипломная работа
студента 5-го курса
Булгова Михаила Ивановича
научный руководитель: д.ф.н., проф. Гусев С.С.
рецензент: д.ф.н. Романенко Ю.М.
заведующий кафедрой: д.ф.н., проф. Липский Б.И.
работа допущена к защите:
оценка:
2005 г.
Содержание Введение Глава первая. Диалог в историко-философском контексте §1.Открытие Логоса §2. Философия диалога М. Бубера Глава вторая. «Слушание», «философская беседа» и проблема релятивизма §1. «Критическая дискуссия» К. Поппера §2. Dasein Хайдеггера и онтология Речи. §3. Сверхчувственная сущность герменевтического опыта Глава третья. Философский диалог и ведическая «парампара»: законы правильного «Слушания» Заключение Литература
Введение
Философия в наше время пытается прояснить ориентиры своего истинного самоотождествления, лучше осознать в полной мере «саму себя», яснее почувствовать свое естественное, незаменимое, законное место в общечеловеческой культуре. Философия вынуждена вернуться к своему преддверию: в чем собственно заключается сущность «философского делания» как такового и чем оно отличается от других «дел», например, в науке, политике и т.д.? В чем особенность, единственность и строгость философского познания? По каким признакам мы можем отличить работу собственно философскую от сочинений, трактующих те же «предметы», но нефилософским образом?
Когда теряются ориентиры продвижения по какому-либо пути, разум подсказывает возвращение к истокам. Платоновский Сократ определяет философию как «особую беседу», которая есть «высшее благо»[1] (Апология, 39а) для каждого человека, «истинное благо» для государства и даже «истинное богослужение». Сам Платон в «силе, способности и умении беседовать» видит истинное предназначение философии, позволяющее ей продолжить разговаривать - спрашивать, слушать и отвечать - даже там, где все другие «так называемые искусства и науки»[2] свои разговоры кончают, установив исходные положения своей области познания, методы их специальных занятий и т.д. Для истинного философа «основные положения» той или иной науки - всего лишь «предположения», он способен и должен уметь вернуть утверждения того или иного знания в речь размышления, в такой разговор, где всякий тезис гипотетичен, отвечает на чей-то вопрос и допускает дальнейшие вопросы. Силою диалектики в сократо-платоновском смысле, то есть силою, втягивающей утверждения в беседу, в вопросно-ответный разговор, философ продолжает думать даже там, где речь идет о последних (первых) началах и основах, там, где для мысли вроде бы уже нет никаких положенных опор (принятых аксиом, заранее данных определений, созерцаемых образов, установленных знаний и т.д.). И сущность этого отношения онтологически касается именно природы диалога, исследованию которого будет посвящена наша работа.
Философ, продолжающий бескорыстный вопросно-ответный разговор, необусловленный фиксированными мыслями-аксиомами, образами, определениями, способен свободно продвигаться все дальше и дальше в мыслительное пространство, к которым уже нет возможности приблизиться никакой идеологии, науке и т.д. ............