Часть полного текста документа:Глобализация и философия религии как прикладная дисциплина А.Л. Буряковский Нравится это кому-то или нет, но процесс глобализации - очевидная реальность. Более того, он, как кажется, находится ещё только в самом начале и будет продолжаться нарастающими темпами неопределённо длительное время. Конечно, можно уже сегодня попытаться оптимизировать этот процесс с тем, чтобы избежать возможных отрицательных эффектов. Однако пока ещё не существует надёжных методов коррекции и инструментов воздействия. Скорее всего, они появятся в ходе самого процесса несколько позднее. Сегодня же мы только начинаем составлять перечень проблем, связанных с происходящим. Одной из очевидных проблем является проблема адекватности восприятия контрагентов. Быстрое развитие средств коммуникации значительно опережает сегодня развитие нашей способности понимать других. При этом их число продолжает стремительно увеличиваться, как продолжает возрастать и их качественное многообразие. Казалось бы, современные средства связи, современные транспортные возможности в сочетании с относительной либерализацией политических институтов должны были способствовать развитию навыков продуктивного общения, но это не совсем так. Сама ситуация порождает некоторые дополнительные сложности, связанные именно с техникой коммуникации. Да, человек легко перемещается по земному шару, но при этом фактически продолжает активно участвовать в домашних (в широком смысле слова) делах, оставаясь благодаря средствам связи целиком погруженным в родную культурную среду. Таким образом, он даже не имеет тех стимулов адаптироваться к иной культуре, которые были в прошлом. Или, например: имея привычку к дистанционному общению, мы всё более склоняемся к абстрактному восприятию контрагентов. Нам становятся всё более безразличны чужие убеждения, чувства, мечты и даже непосредственные намерения. Усугубляет ситуацию ещё и то, что мир всё более машинизируется и традиционные ценности чуть ли не физически вытесняются из голов и сердец людей естественно научными и техническими знаниями. Современные система образования, ориентация массового просвещения, характер производственной деятельности и стиль повседневного бытия неуклонно редуцируют содержание человека, медленно, но верно сводят его к рациональной составляющей. Похоже, что сбываются мечты некоторых мыслителей эпохи Просвещения об унифицированном на почве разума едином и счастливом человечестве. Беда, однако, заключается в том, что человечество вовсе не унифицировано на сегодняшний день. Идиллия нарушается тем очевидным обстоятельством, что большинство понятий и слов, используемых при коммуникации, имеют весьма неоднозначный смысл. Точный же смысл как раз и определяется во многом теми составляющими нашей психики, которые стремится игнорировать динамичная культура западноевропейского происхождения, являющаяся главным двигателем процесса глобализации в его нынешнем варианте. Очевидно, что различного рода недоразумения и конфликты неизбежны. Дело в том, что большая часть институтов западно-христианского мира отнюдь не являются глобальными. В том числе это относится и к некоторым институтами религиозно-нравственного характера. ............ |