Часть полного текста документа: Гносеология и логика Cпециальных работ по гносеологии у Аристотеля нет. Но о познании он говорит везде: и в метафизических, и в физических, и в психологических, и в логических своих сочинениях, и даже в трудах, посвященных этик и политике. Вопрос о познаваемости мира не является для Аристотеля дискуссион-ным. У Аристотеля "нет сомнения в объективности познания", что, напротив, для этого философа характерна "наивная вера в силу разума, в силу, мощь, объ-ективную истинность познания". В самом деле, "Метафизика" Аристотеля от-крывается словами: "Все люди от природы стремятся к знанию". Любознатель-ностъ - прирожденное свойство людей, общее у них с животными. Уверенность Аристотеля в познаваемости мира зиждется на его убежденности в том, что мир человека и мироздание едины, что формы и законы бытия и мышления в своей сущности тождественны и имеют один и тот же источник. Этика Этика и политика - это "философия, касающаяся человека". Этика Стаги-рита доскональна. Он рассматривает частные (например, почему матери любят своих детей больше, чем отцы) и общие вопросы (что такое благо и др.). Произвольное и непроизвольное. Нравственность, как уже было сказано, имеет дело со свободным выбором. В связи с этим Аристотель разбирает поня-тая "произвольное" и "непроизвольное". Непроизвольно то, что совершается по насилию или незнанию. Но все же существует такое, чего никакая сила никогда никого не может заставить сделать, и в таком случае смешно пенять на внешние условия, а не на самого себя за то, что поддался им. Произвольные действия - это "те, принцип коих находится в самом действующем лице, и которые совер-шаются, когда все обстоятельства, касающиеся какого-либо действия, известны действующему лицу". В нашей власти прекрасная и постыдная деятельность, "в нашей власти быть нравственными или порочными людьми". Нравственность - приобретенное качество души. Нельзя быть хорошим человеком непроизвольно, от природы- Аристотель утверждает, что от природы нам дается лишь возможность приобрести добродетель. И это не является свой-ством одной только нравственности, ибо "вообще все, что мы имеем от приро-ды, то мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем ил в действительности". Поэтому добродетелями вообще называют похвальные приобретенные качества души. Два вида добродетели. Душа имеет сложную структуру. Поэтому и добро-детели как похвальные приобретенные свойства души различны. Что касается растительной души, то там нет ни добродетелей, ни пороков. Но разумная и страстная части души имеют каждая свои пороки и свои добродетели. У разум-ной частя души это дианоэтические, или интеллектуальные, добродетели: муд-рость, разумность и благоразумие. У аффективной части души это этические, или волевые, добродетели, добродетели характера. Все они даны от природы только в возможности и приобретаются. При этом дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения. а этические - путем воспитания, вырабатываю-щего в человеке хорошие привычки. Таким образом, приобретение нравственно-го характера - долгий и трудный путь, требующий опыта и времени. Аристотель подчеркивает, что "всякий в известном отношении виновник собственного ха-рактера..." Человек становится справедливым, совершая справедливые дела, умеренным - поступая умеренно, мужественным - действуя в опасных положе-ниях и привыкая не испытывать страх. ............ |