Использование природных материалов для создания предметов быта для дагестанцев давно стало обычным делом. Большинство ремесел на протяжении веков, благодаря труду мастеров, было доведено до совершенства. Например, гончарное искусство. Глина – совершенно непривлекательный природный материал. А в руках мастера из нее рождаются настоящие произведения искусства, в которых раскрывается богатый внутренний мир народа и тесная связь с природой.
В Дагестане керамическое дело является одним из самых древних видов ремесел. Его истоки тянутся из эпохи неолита. Самые древние образцы керамики, обнаруженные на территории современного Дагестана, относятся к VI-V тысячелетию до н. э.
Образцы керамики, относящиеся к III-II тысячелетию до н. э., имеют более тонкие стенки и простой декор, представляющий собой тонкие процарапанные линии и элементы лепки.
Настоящая революция в гончарном производстве произошла примерно три тысячи лет до н.э. А причиной тому стало появление гончарного круга и достижения высокого качества изделий за счет обжига.
С наступлением железного века стали изготавливать сферические сосуды большого размера. Эти сосуды часто украшали лепным узором и использовали для хранения жидкости и зерна.
Эпоха раннего Средневековья стала началом образования на территории Дагестана центров гончарного производства. Причем во многих областях и до сегодняшнего времени сохранились секреты и традиции изготовления составов керамических масс, а также техника художественной росписи.
С приходом арабов в Дагестане начался новый виток торговых отношений. Вследствие чего стало совершенствоваться и гончарное искусство. Ремесленники стали изготавливать предметы быта с учетом потребностей и художественных пристрастий разных народов. Ведь предметы быта всегда были товаром активной торговли.
Дагестанскую керамику условно делят на два вида: неполивную и поливную.
Неполивная керамика считается более древней по происхождению. Основными центрами производства неполивной керамики являются Балхар, Джулии, Кахуль и Эндери.
В селении Кахуль глиняную посуду изготавливали самым примитивным образом. Этому району принадлежит первенство в изготовлении гончарной посуды, но без гончарного круга и со слабым обжигом на костре. По мере того как жители этой местности перебирались жить из горных районов в равнинную местность, их гончарный промысел перестал существовать.
Мастера аула Балхар сохранили традиции гончарного искусства древних мастеров. Керамические изделия балхарских мастеров уже в начале нашей эры пользовались спросом во всем Дагестане, даже в тех областях, где был налажен свой гончарный промысел. Продукцию балхарских мастеров керамических дел ценили за высокую прочность, отличные декоративные качества, за изящество форм и тонкие стенки посуды. А еще за форму сосудов, соответствующую их предназначению и функциональности. Однако примечательно то, то гончарным делом в Дагестане занимались женщины.
Кроме прочности при изготовлении керамической посуды была важна еще и тонкостенность. Ведь чем тоньше стенки посуды, тем она легче. Сосуды с тонкими стенками и широким дном, то есть, устойчивые, пользовались повышенным спросом. В них хранили запасы пресной воды и зерна. ............