Часть полного текста документа:Гончарова Н.С. Гончарова Наталия Сергеевна (1881-1962) Художник-живописец, постановщик театральных проектов, график, иллюстратор книг. Представительница русского авангардизма. Н. С. Гончарова принадлежала к старинному дворянскому роду, приходилась двоюродной правнучкой жене А. С. Пушкина. До того, как начала заниматься искусством, Гончарова посещала занятия в Московском университете. В 1901 г. поступила в МУЖВЗ, где училась на скульптурном отделении у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1904 г. за свои скульптурные работы она получила малую серебряную медаль и вскоре оставила училище. В 1900-х гг. Гончарова много путешествовала, тогда же начала заниматься живописью. Ее ранние импрессионистские работы с успехом демонстрировались на выставках МТХ, "Мира искусства" и др. В 1906 г. ее пригласил С. П. Дягилев для участия в русском отделе Осеннего Салона в Париже. Еще в училище Гончарова познакомилась с М. Ф. Ларионовым, который вскоре стал признанным лидером художников русского авангарда. Гончарова связала с ним свою личную и творческую судьбу, была постоянной участницей всех его художественных начинаний. Их имена неразделимы в истории русского искусства. Так же как Ларионов, художница испытывала интерес к кубизму и футуризму, а в 1906 г. увлеклась примитивом. Неопримитивизм Гончаровой - огромный вклад ее в искусство начала XX в. Вдохновение художница черпала в русской иконе, народных лубочных картинках, в языческих идолах, каменных "бабах". Народным искусством и религиозной живописью навеяны ее картины "Уборка хлеба" (1908), "Рыбная ловля" (1909). Первобытной мощью веет от "Идолов" (1908-09). В 1910-х годах Гончарова создает ряд произведений на религиозные сюжеты. Одной из таких картин стала работа "Евангелисты" 1911 года. В ней Наталья Гончарова, используя древние исконно русские символы, пытается выразить картину изменения действительности, революцию как "конец света", пластика этой работы напоминает древнерусский лубок - вид изобразительного фольклора нового времени, чрезвычайно интересовавший ее еще во времена участия в группе "Бубновый валет". Особенностью ее живописи было использование плоских цветовых пятен, очерченных четким контуром, напоминавшее приемы Гогена, влияние которого испытали многие русские художники. В 1911-12 гг. Гончарова начинает исповедовать принципы лучизма, разработанные Ларионовым. К числу наиболее известных ее работ этого времени относится "Велосипедист". Однако вновь и вновь возвращалась художница к примитиву. Гончарова участвовала во всех выставках "левых" художников. Современники называли ее, А. А. Экстер и О. В. Розанову "амазонками русского авангарда". Работы Гончаровой не всегда встречали понимание. В 1911 г. с выставки "Бубнового валета" полиция потребовала убрать картину "Бог плодородия". В 1912 г. церковная цензура выступила против четырех частного цикла "Евангелисты", показанного на выставке "Ослиный хвост". Отдельную страницу творческой биографии Гончаровой составляет ее работа над футуристическими изданиями. В 1912 г. появились изданные по инициативе поэта А. Е. литографированные открытки с рисунками Гончаровой. В 1913 г. она иллюстрировала издания поэтов В. ............ |