Введение
Объект, предмет и метод курса «Государственное управление в современной России»
Государственное управление — великое искусство реализации государственной власти в определенных целях и интересах. Это универсальный и объективно необходимый элемент социальной действительности и неважно, с каких методологических позиций (цивилизационных или формационных, идеалистических или материалистических, метафизических или диалектических, позитивистских или неопозивтивистских) исследуются связанные с ним общественные отношения, процессы и явления. Подходы, оценки и выводы, конечно, будут разные, но суть государственного управления, как реального общественного явления, от этого не меняется. Однозначно и другое: содержание, формы и методы государственного управления определяются конкретно-историческим условиями экономического, социально-политического и культурно-национального развития данного общества, особенностями политической и правовой культуры народа, профессионализмом и интересами правящей элиты, формой государственного устройства и государственного правления, сложившимся режимом властвования.
Естественно, что с изменением государственного строя меняется и система государственного управления, ее принципы и целевая направленность. Именно такая трансформация не так давно произошла и в нашей стране. Изменения затронули не только внешние организационно-технологические, а прежде всего, глубинные аспекты государственного устройства и государственного управления. Изменения произошли на сущностном формационно-концептуальном уровне. Практическую реализацию получили апробированные в мире идеи рыночной экономики, политического и идейного плюрализма, федерализма, разделения власти. Страна пошла по пути разрушения партийно-советской системы командно-административного управления, отказалась от монопольной руководящей роли КПСС и ее мобилизационных методов властвования, взяла курс на построение демократического правового социального государства в форме президентской республики.
Стала очевидной неэффективность соединения законодательной и исполнительной ветвей власти, пагубность отсутствия действующего на профессиональной основе парламента, политической ангажированности судебной системы, всевластия государственного аппарата, декларативности самоуправления. И самое главное — конституционно провозглашено, что отныне высшей ценностью для государства является человек, его права и свободы, что носителем суверенитета и единственным источнике власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления.
Все это оказало, и сегодня оказывает, существенное влияние на качество государственного управления, на функционирование органов государственной власти и должностных лиц. государственного аппарата в целом.
Тем не менее, задача дальнейшего развития и совершенствования системы государственного управления по-прежнему остается актуальной. Причем как с теоретико-методологической, так и практически-прикладной точек зрения. Многие ее слабости пока не преодолены и негативно отражаются на жизни стран! и каждого человека. ............