План
1. Сущность и функции государственного бюджета
2. Историческое развитие бюджетной системы в Республике Беларусь
3. Бюджет Республики Беларусь в переходном периоде к рынку
4. Роль и особенности бюджета в системе рыночной экономики
1. Сущность и функции государственного бюджета
Во всех формациях государственный бюджет играл важную роль в выполнении функций государства. Как основной инструмент государственного регулирования общественными процессами особое значение он приобретает в условиях рыночной экономики.
Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.
На начальных ступенях развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, общественных зданий покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имущества, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны.
При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати.
С ростом производительных сил, разделением общественного труда, возникновением городов, центров ремесел, начали развиваться товарно-денежные отношения. В этих условиях появляется возможность все возрастающие расходы покрывать денежными налогами. Общегосударственные расходы направляются не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли.
Постепенно, исходя из объективной необходимости, отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и расходов, которая получает название «бюджет».
В России первые сведения об общей смете доходов и расходов государства относятся к 1654 г. При Петре I, когда проводились крупные реформы по увеличению доходов казны, была создана комиссия для руководства финансовыми делами. Однако ежегодно бюджет России начал разрабатываться только с 1812 г. после образования Министерства финансов.
В конце XVIII – начале XIX в. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год.
На содержание бюджета влияют субъективные и объективные факторы.
К объективным факторам относятся следующие:
· характер производственных отношений;
· уровень развития производственных сил;
· природные и экономические факторы.
Субъективными факторами являются следующие:
· тип государства;
· внешняя и внутренняя экономическая ситуация.
Экономическое значение бюджета заключается в следующем:
· активное влияние на общественное воспроизводство посредством налогов;
· совершенствование структуры общественного производства;
· определение стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды.
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в целую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением.
Внутреннее содержание экономической категории наиболее полно реализуется через функции.
Существуют следующие функции бюджета:
· распределительная (перераспределения валового внутреннего продукта, национального дохода);
· регулирующая (охватывает государственное регулирование и стимулирует развитие экономики);
· социальная (финансовое обеспечение социальной политики государства);
· контрольная (осуществляется контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств государства).
По своей сути государственный бюджет – это основной финансовый план государства, экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства.
Это весьма динамичная категория, которая зависит от множества объективных и субъективных факторов, и поэтому объем государственного бюджета, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом конкретном историческом периоде в различных странах.
2. ............