Часть полного текста документа:Государство и общество современной России в социальной концепции Русской Православной Церкви А.В. Еремин Рубеж ХХ-ХХI в. стал для Русской Православной Церкви эпохальным временем. 10 лет существования в условиях свободы и демократии позволили ей вновь занять одно из определяющих мест в жизни российского общества. К голосу РПЦ прислушиваются миллионы россиян, авторитет первых церковных иерархов порой ставится даже выше, чем авторитет известных политиков. Однако Церковь вынуждена учитывать современное состояние российского общества, которое за 70 лет гонений на религию стало преимущественно секулярным. Да и путь, выбранный россиянами, - гражданское общество, с развитой инициативой (что необходимо для нормальной демократии), требует от нее по-новому взглянуть на состояние современного социума. РПЦ воспринимается как влиятельный социальный институт, следовательно, она должна существовать по законам гражданского общества, в новых для нее условиях - независимости от государства. Уже в конце 80-х годов РПЦ встала перед необходимостью формирования своей социальной концепции, которая явилась бы своеобразной "конституцией" ее существования в новой России. За всю свою многовековую историю Церковь никогда не была далека от общества, а ее социальное служение во многом определяло жизнь людей. Поэтому у РПЦ существует развитая традиция в освещении социальных проблем. Можно даже сказать, что у нее давно сложилась своя доктрина видения государства, общества, человека, культурно - исторического процесса. Она отражена в трудах известных и почитаемых богословов, в соборных решениях, церковных документах и составляет в целом религиозную традицию, следование которой есть задача Церкви. Достаточно назвать решения Вселенских Соборов, "Слово о Законе и благодати" митрополита Иллариона (11 в.), идеи единения и праведности Сергия Радонежского (14 в.), труды Нила Сор-ского о "нестяжательстве", старца Фило-фея и его письма Василию III ( формирование идеи "Москва- третий Рим" (16 в.), деятельность митрополита Филарета (Дроздова) (19 в.), Игнатия Брянчанино-ва, Иоанна Крондштадского. Огромный вклад в православное понимание государства и общества внесли известнейшие русские религиозные философы: В.С. Соловьев, В.В. Розанов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др. В начале XX века ряд важнейших социальных проблем того времени рассматривал Собор 1917-1918 гг. Однако сформулированной, оформленной документально, официальной концепции РПЦ не имела. В отличие от православия католицизм имеет богатую традицию формулирования и изменения своей социальной доктрины. Западная Церковь уже со времен эпохи возрождения пыталась приспособиться к усиливающейся секуляризации общества. Да и более рациональная религиозная традиция позволяла ей легко "подстраиваться" под бурные изменения социума и идти вслед за модерном. Быстрыми темпами социально - политическая доктрина католицизма развивается с понтификата Папы Льва ХIII (1878-1903). Принято считать, что ее формирование следует связывать с публикацией 15 мая 1891 г. Энциклики, которая предлагала всем верующим найти пути и способы преодоления всех противоречий се-кулярного и религиозного видения действительности. Социальная доктрина католицизма постоянно эволюционировала, в ней появлялись новые акценты. ............ |