Часть полного текста документа: Государство как служебное средство для достижения цели человеческого существования Фихте основной задачей философствования считает проблему самосовершенствования человечества. В "Лекциях о назначении ученого" он говорит: "Я знаю мало более возвышенных идей, м. г., чем идея всеобщего воздействия всего человеческого рода на самого себя"i. Основной смысл этого воздействия заключается в том, что "благодея обществу возникает усовершенствование рода"ii. Однако нет "человечества вообще", есть люди, их сообщество, поэтому истоки самосовершенствования человечества Фихте ищет в самосознании человека, в Я: "Подчинить себе все неразумное, овладеть им свободно и согласно своему собственному закону - последняя конечная цель человека... В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней бесконечным. Следовательно, назначение человека состоит не в том. чтобы достигнуть этой цели, но он может и должен все более и более приближаться к этой цели; и поэтому приближение до бесконечности к этой цели - его истинное назначение как человека, т.е. как разумного, но конечного, как чувственного, но свободного существа"iii. Таким образом, самосовершенствование осуществляется в роде через индивида. Изучая природу Я-самосознания Фихте приходит к выводу о том, что в каждом индивиде "первоначальная сила мышления", "образующая сила" и "природный замысел" воплощаются лишь частично. В противном случае "человек стал бы Богом"iv. "Ни один индивидуум не равен вполне другому в отношении его пробудившихся и развившихся способностей"v; "Природа развила каждого только односторонне"vi. Именно этим, следуя за его рассуждениями, можно объяснить стремление человека к общественной жизни, вне которой человек как разумное существо не мыслим. Фихте пишет: "Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный ... человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно"vii. Как раз это изначальное, основополагающее "общественное стремление человека" имеет условием своей реализации наличие мыслительной, духовной общности между людьми. Последняя возможна потому, что люди способны в своем взаимодействии дополнять, объединять, совершенствовать способности друг друга. Из этого складывается общая картина внутренней жизни рода. "Односторонне развитие, данное природой индивидууму, становится собственностью рода".viii Фихте дает лаконичное и изящное определение общества. Это "целесообразная общность", в которой сочетаются два вида человеческого взаимодействия: "взаимодействие по понятиям" и "взаимодействие посредством свободы"ix. Под взаимодействием по понятиям Фихте подразумевает человеческие поступки (и отношения), в которых сознательно реализуются объективные, естественные законы. А под взаимодействием посредством свободы - самоцельные поступки и отношения. Фихте всячески подчеркивает, что в отношениях людей главенствует их суверенность, "ибо сам человек есть цель - он должен сам определять себя и никогда не позволять определять себя посредством чего-нибудь постороннего; он должен быть тем, что он есть, так как он хочет этим быть и должен хотеть"x. Однако Фихте подчеркивает, что не следует отождествлять общество и государство: "Жизнь в государстве не принадлежит к абсолютным целям человека... ............ |