Часть полного текста документа:1. Предмет и задачи педагогики. Её связь с другими науками. Пед. наука - область исследований человеческих знаний, предметом которых являются закономерности процесса образования (наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития пед. проц. (образования) как фактора и средства развития чел. на протяжении всей его жизни). Предмет - образование как реальный целостный пед. процесс, целенаправленно организуемый в спец. соц. институтах. Теоретические задачи: • выявление закономерностей процесса воспитания, образования; • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами (методическая) • внедрение результатов исследований в практику преподавания; • прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее (прогностическая). С философией: методологическая ф-ия философии (разрабатывает сист. общ. принципов и способов научного познания); явл. теоретич. платформой осмысления пед. опыта и создания пед. концепций. С психологией: важнейший источник науч. обоснования образовательного процесса. С биологией: проблема соотношения природных и соц. факторов развития чел., кот. явл. центральной и для педагогики. С антропологией, гигиеной и медициной, социологией (планирование образования, выявление осн. тенденций развития слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности); политологией (образовательная политика явл. отражением гос. идеологии). 1. Проблема целеполагания. Проф. деятельность педагога предваряется осознанием цели, отсутствие которой не позволяет классифицировать работу педагога как деятельность профессионала. Однако широкий и всесторонний анализ повседневности воспитания свидетельствует о том, что проблема целеполагания решается крайне слабо, плохо, либо вовсе не решается, что приводит к тому, что продуктивность проф. деятельности крайне низка. Проблемы: 1. Цель - исходный момент, первый элемент проф. деятельности педагога. Цель воспитания - процесс воспитания - Результат воспитания. Цель определяет содержание воспит. проц., обусловливает воспит. результат, служит критерием оценки проф. деятельности педагога. Проблематичность выстраивания и постановки целей - противоречие между целесообраз. х-ром любой деятельности и неосознанностью субъектом деятельности целесообраз. х-ра деятельности. 2. Цель - идеальное представление о результате деятельности. Будучи объективной по своему происхождению, цель субъективна: педагоги, декларирующие одну и ту же цель, подразумевают разные варианты этой цели. Поэтому проблема целеполагания требует не только серьёзного внимания, но и времени, и проф. усилий по выявлению возможного общего варианта цели. Цель воспитания подрастающего поколения - прерогатива гос-ва. Формулирование гос. целей воспитания детерминировано экономич., политич., науч., правовыми и организационными условиями. Общ. х-р цели позволяет быть ей реализованной при самых разноообразных вариациях обстоятельств. 3. Цель как продукт идеальный оч. подвижна, динамична. Подвижность цели предполагает недостижимость ее, если иметь в виду постоянное развитие человека. Цель развивается вместе с субъектом, который ее ставит. 4. Проблема целеполагания связана с проблемой образовательных стандартов. ............ |