ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ И АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОРИСОГЛЕБСКА
История Борисоглебска, типичного провинциального города юга России, насчитывает три этапа развития архитектурно-планировочной структуры.
I этап. На первом этапе, в конце 17-начале 19в., формировался город (крепость и посад) и его слободы, складывалась свободная, обусловленная ландшафтом местности, композиция поселения.
II этап. На втором этапе, в первой половине 19 в., произошло преобразования планировочной структуры города на основе применения регулярного градостроительства.
III этап. Для третьего этапа, во второй половине 19-начале 20в., был характерен территориальный рост города, дальнейшее формирование его функциональной структуры, а также архитектурно-пространственной среды, которая в значительной мере сохранилась до сегодняшнего дня.
Природный ландшафт местности, где в 1698 г. была поставлена Павловская крепость, как нельзя более подходил для строительства будущего города, отвечая удобству обороны и торговли. Река Ворона, примерно в семи-восьми километрах выше своего впадения в реку Хопёр, плавно изгибалась, охватывая с запада и севера невысокий открытый участок плато, с юга омываемый Хопром. Правый её берег - высокий, сплошь покрытый лесом, - получил название Теллермановской рощи.
Строители крепости выбрали место на одном из участков плато, с севера и юга прорезанного глубокими береговыми оврагами, а с запада ограниченного руслом протоки. Крепость, как и во многих русских городах, явилась планировочным ядром будущего города. Её территория имела в плане форму неправильного квадрата, в углах которого возвышались крепостные башни. Западная крепостная стена проходила над краем береговой террасы Вороны, южная соединяла крепостные башни, стоявшие на бровках склонов берега и южного оврага. В центре северной стены возвышалась проезжая башня, обращенная в сторону "большой дороги в Тамбов ".
По мере формирования посада, перед северной и восточной стенами крепости на открытых пространствах, постепенно образовалась торговая площадь. К ней в дальнейшем стали сходиться почти все улицы города, кварталы которого сначала имели неправильную форму. По мере формирования посада, перед северной и восточной стенами крепости на открытых пространствах, постепенно образовалась торговая площадь. К ней в дальнейшем стали сходиться почти все улицы города, кварталы которого сначала имели неправильную форму.
С севера и юга от города за оврагами постепенно вырастали пригородные слободы: Солдатская (северная) и Станичная (южная). К востоку от Солдатской слободы уже в начале 18 в. было заложено городское кладбище.
К середине 18 в. корабельная верфь города потеряло своё значение и превратилась в торговую пристань. Тогда же пришли в ветхость деревянные крепостные стены. Проезжая дорога была продлена и прошла южнее крепости (ныне ул. Народная). При этой дороге в пойме реки строились кузницы, хлебные магазины, мельницы. Административная часть города во второй половине 18 в. сохранялась в пределах территории, занимаемой ранее крепостью. Здесь стояли деревянные здания, в которых размещались: канцелярия городничего, нижний земский и уездный суд, тюремная изба, денежная кладовая, городская ратуша. Центром активной жизни города стала торговая площадь с ровными рядами лавок, винных и соляных магазинов, питейных домов, выстроенных в основном после пожара 1766г.
1806г. ............