Часть полного текста документа:Грамматика глаз Взгляд является одним из самых мощных средств взаимодействия и взаимопонимания при очном общении людей. Исследователи языка мимики и жестов выдвигают несколько объяснений силы и власти, которой обладает человеческий глаз. Илья Исакович Аминов, кандидат психологических наук, психолог-консультант. Взгляд является одним из самых мощных средств взаимодействия и взаимопонимания при очном общении людей. Свою силу глаза обнаруживают в наибольшей степени, когда люди смотрят друг на друга. Такой контакт называется взглядом глаза в глаза, или зрительным контактом. Психологи считают, что в личных контактах люди в состоянии смотреть друг на друга не постоянно, а в амплитуде от 30 до 60% времени беседы. (Вспомните детскую игру "кто кого пересмотрит, не моргнув".) Границы этого времени могут быть отодвинуты в двух крайних ситуациях: у влюбленных (эффект Ромео и Джульетты) и агрессивно настроенных субъектов (эффект дерущихся петухов). Упорный взгляд партнера чаще всего говорит о скрытой агрессии, неприязненном отношении, злобе. Исключение может составлять швейковское стремление "есть глазами начальство", что может свидетельствовать о подчеркнутой готовности выполнять любое распоряжение, элементах солдафонства или ограниченности. Исследователи языка мимики и жестов выдвигают несколько объяснений силы и власти, которой обладает человеческий глаз Некоторые специалисты считают, что уже с раннего детства мы воспринимаем глаза как объект непреодолимого интереса; они становятся первым, доступным даже младенцу, средством общения, и имеют столь завораживающее действие, что мы особым образом реагируем даже на круги, так или иначе их напоминающие. Этот вывод подтвердили опыты отечественных и зарубежных психологов, которые показали, что наш взгляд притягивают любые два кружка, особенно если внутри них выделены еще и другие, меньшие кружки, напоминающие зрачки. Можно предположить, что эта автоматическая реакция унаследована нами от наших предков. В животном мире прямой, направленный взгляд служит сигналом опасности. Значение зрительного контакта осознается ребенком с приобретением им определенного жизненного опыта: он старается не шалить, если на него смотрят старшие, без труда читает в глазах других симпатию или антипатию к себе. Большую часть нашего внимания мы уделим далее формам этого контакта и приемам использования этого инструмента общения. Итак, зрительный контакт может быть долгим (взаимные взгляды двух влюбленных) или мимолетным (когда мы бросаем взгляд на человека, которому внимание с нашей стороны несомненно придется не по вкусу). Он может быть прямым (откровенное, бесцеремонное разглядывание) или поверхностным, неглубоким. Зрительный контакт может также быть периодическим (вроде взгляда, который мы обращаем на собеседника, чтобы убедиться, что он следит за нашей мыслью) или пристальным (неотрывный взгляд). У большинства людей частые или продолжительные взгляды вызывают неприятные ощущения. Пристальное разглядывание обычно воспринимается по меньшей мере как проявление фамильярности. Единственные люди, которым дозволено во все глаза разглядывать других, - дети: их неприкрытый интерес к людям вполне может расцениваться как проявление любознательности и интереса к окружающему миру. ............ |