Гражданская правосубъектность как элемент (основа) правового статуса
Действующее законодательство позволяет определить высшее учебное заведение в РФ как образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательно-профессиональные программы высшего и послевузовского профессионального образования. Гражданская правосубъектность высшего учебного заведения является его важнейшей характеристикой, а также неотъемлемым элементом его правового статуса. Являясь юридическими лицами, вузы могут участвовать в правовых отношениях, приобретать права и обязанности, самостоятельно осуществлять их, нести ответственность за свою деятельность и ее результаты. Специфика правосубъектности вуза обуславливает определенный правовой режим его хозяйственной деятельности.
Под правосубъектностью юридического лица принято понимать наличие у него качеств субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности. Но по отношению к организации разграничение этих двух элементов практически не имеет значения. Известные сложности при анализе категории правосубъектности появляются в связи с тем, что законодатель не использует данное понятие. Данный термин широко используется в юридической литературе, учебниках, научных статьях, периодической печати и других источниках, но официальный понятийный аппарат гражданского законодательства не содержит легальной дефиниции правосубъектности.
B настоящее время никто не отрицает существование самой категории правосубъектность. Это понятие прочно утвердилось в научной литературе, несмотря на то, что еще несколько десятилетий назад полезность этого научного понятия либо вообще отрицалась,[1] либо оно отождествлялась с правоспособностью. Правоспособность - это право быть субъектом прав и обязанностей, правоспособность и правосубъектность равнозначные понятия,[2] такова была типичная точка зрения.
Вопросы правосубъектности привлекали внимание многих исследователей в области правовой науки, прежде всего они, касались сущности данного правового явления.
Если одни ученые обосновывали правосубъектность как объективно необходимую категорию, обусловленную социально-экономическим строем общества и обозначали ее как возможность быть субъектом прав и обязанностей с учетом всех общих и специальных предпосылок,[3] то другие давали социально-экономическое обоснование правосубъектности исходя из того, что лицо, являясь участником каких-либо общественных отношений, урегулированных нормами права, должно обладать правами и обязанностями (объективное право обеспечивает данное лицо мерой возможного поведения для нормального функционирования общественных отношений),[4] а третьи - социальное содержание правосубъектности раскрывали как социальную свободу и долг лица в обществе и перед обществом (рассматриваемые свобода и долг - это не природная свобода и необходимость, а явление социального порядка, приобретающее соответствующую правовую форму в виде единства юридических способностей к обладанию, приобретению, осуществлению и распоряжению правами и обязанностями).[5]
Помимо уяснения социально-экономической сущности правосубъектности, в различных научных публикациях высказывались и высказываются неодинаковые суждения о понятии правосубъектности, в связи, с чем автор в данном исследовании стремился проанализировать основные точки зрения, выделить из них наиболее существенные и дать определение правосубъектности, соответствующее его реальному (объективному) предназначению.
Хотелось бы отметить, что проблема правосубъектности не может быть охарактеризована в отдельности в отношении граждан, юридических лиц и иных субъектов гражданского права, на что обращается внимание в юридической литературе. ............