Часть полного текста документа:3 1. ВВЕДЕНИЕ Переход после гражданской войны к мирному хозяйственному строительству активизировал дальнейшую разработку гражданско - правого законодательства , нормирующего основные направления хозяйственной работы . Новый этап развития поставил ряд важнейших правовых проблем , в том числе вопросы о правовых источниках и юридической технике. Первоначальную роль источника права играло революционное правосознание. Поскольку практика и " революционное мировоззрение трудящихся масс" в тот период ещё не могли выливаться в форму определённых законов , а старое законодательство было неприемлемым для нового строя , революционное правосознание оставалось почти единственным источником права . В 1917 - 1918 г.г. принимались новые декреты о суде , в каждом из которых так или иначе интерпретировалось понятие революционного правосознания. Так, в статье 5 Декрета о суде №1 (1917г.) говорилось о "революционной совести" и о "революционном правосознании" как о синонимах. В статье 36 Декрета о суде №2 (1918г.) упоминается уже "социалистическое правосознание" , а в статье 22 Декрета о суде №3 (1918г.)-"социалистическая совесть". Уже на данном этапе делалась попытка разграничить категории "революционная совесть" и "революционное правосознание" . Первое означало субъективную способность осознавать и применять революционное правосознание , второе - объективное содержание права. Правоведы 20-х г.г. придавали важное значение этим декретам , но всё же главное место отводили судебному решению , как ведущей форме правотворчества . Объединялось это отчасти тем , что декреты этого периода (1917-1920 г.г.) представляли собой нечто разрозненное и не приведённое в систему . На данном этапе "революционное правосознание" составляло стереотип "революционной законности" вообще , которая , в свою очередь , почти совпадала с представлением о "революционной целесообразности" . Лишь к концу периода "военного коммунизма" в правой теории произошла определённая дифференциация этих категорий . С переходом к НЭПу развернулась новая дискуссия по вопросу о революционной законности в её отношении к экономике переходного периода . Под революционной законностью стали понимать тот правопорядок , который признавался "верховными органами пролетарской диктатуры" целесообразным и 4 общеобязательным (П. Стучка) . Правосознание стало рассматриваться в качестве ведущего принципа правотворчества , положенного в основу законодательства и наиболее определённо выявляющегося в содержании принимаемых кодексов . 2. ПРИНЦИПЫ И ТЕОРИИ ПРАВА 20-х ГОДОВ. Сама кодификация рассматривалась в этой связи только как этап в осуществлении революционного правосознания (или целесообразности) , как способ "лучшего в данных условиях достижения цели" . Законодательные нормы не могли покрывать всего разнообразия действительности , в каждый отдельный момент, точно отражать "опыт хозяйственного строительства" . В этой ситуации революционное (или как чаще начали говорить 20-е г.г. - социалистическое ) правосознание приобретало новую роль - роль метода , восполняющего пробелы в законе . Так , ст.9 УК РСФСР (1922г.) определила социалистическое правосознание в качестве руководящего начала для применения статей кодекса , а ст.10 УК РСФСР (об аналогии в применении мер социальной защиты ) предоставляла этому принципу вполне конкретную область реализации . ............ |