Семыкина Е. Н.
Если бытие лишено всякого внутреннего смысла, если субъективные человеческие желания суть единственный разумный критерий для практической ориентировки человека в мире, то с какой стати должен я признавать какие-либо обязанности и не будет ли моим законным правом простое эгоистическое наслаждение жизнью, бесхитростное и естественное «carpe diem»?
С. Л. Франк «Этика нигилизма»
Пришло время, когда и государство и общество осознали необходимость серьезной комплексной разработки темы гражданского становления школьника в изменившихся условиях. Сразу необходимо выделить важное обстоятельство. Распространено мнение, что, гражданское, нравственное воспитание в школе это избыточная роскошь, то есть нужно научить читать, писать, считать, изучить иностранные языки, а уж все остальное как получится, а если получится, то хорошо, а нет – так что же делать (жизнь научит). Мы уверены, что это неверный подход, а во многом вредный. Становление гражданско-нравственной позиции – необходимость не только нравственная, но и стратегическая и экономическая. Большое количество социальных и экономических проблем можно снять, если каждый человек осознает свои интересы, сообразуя их с интересами других людей и общества в целом. Поймет, что его жизнь и благополучие напрямую зависят от политического и экономического состояния государства и развития гражданских институтов в обществе и эти институты необходимо развивать.
Гражданская позиция базируется на определенных нравственных качествах: таких как милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость. Эти качества необходимо развивать и способствовать их становлению.
Но, испытывая страх и опасение перед прежними методами жесткого навязывания и насаждения «разумного, доброго, вечного», что, как правило, приводило к отрицательному результату, наше общество и в частности педагогическое сообщество в 90-е годы минувшего столетия впало в крайность, утверждая, а самое опасное – практически осуществляя постулат, что не нужно воспитывать эти качества (а подразумевалось - навязывать) они сами собой разовьются. Не прошло и 10 лет, мы получили практический результат этих недальновидных выводов: рост преступности, наркомании среди подростков шокирует, навязанный культ денег и наживы начинает раздражать даже самых рациональных.
Нынешнее положение стабилизирует, во-первых, то, что воспитательную функцию, упущенную школой, взяла на себя семья (хотя известно в каком критическом положении оказались семьи; и как сложно уделять внимание воспитанию во времена перемен, когда происходит социальный слом). И, во-вторых, то, что опытные, мудрые педагоги-практики несмотря ни на что продолжали воспитательную работу по становлению нравственных качеств у школьников, хотя она часто проходила бессистемно.
Очевидно, что сегодня необходимо обратить внимание на научную базу теории воспитания, так как в новых, изменившихся социальных условиях даже прекрасно разработанные воспитательные системы дают сбои из-за несоответствия социальных условий и целей. Так происходит с системой Антона Семеновича Макаренко, например, потому что она разрабатывалась и писалась в определенных социальных условиях и ставила определенные воспитательные цели. ............