Часть полного текста документа:Гражданско-правовые приключения детей-метисов в России или загадки отцовства Н.Л.Крылова Когда речь идёт о живущих в современной России детях-метисах, почти сразу возникает вопрос: а сколько их у нас? Какова численность этой своеобразной социально-демографической группы, не столь давно появившейся в нашей стране? Ведь их негроидные черты лица и цвет кожи, особенно на обывательском уровне, часто принимаются за чисто африканские, а это - и студенты-африканцы, обучающиеся в вузах и университетах России, и группы беженцев из африканских зон экологического бедствия и вооружённых конфликтов, и мигранты, направляющиеся в третьи страны, и дипломаты, да и ещё многие категории африканцев, появившиеся у нас с обретением долгожданной свободы перемещения людей и идей. Быть может, сама по себе постановка вопроса о количественном учёте и правовом статусе лиц, родителями которых стали представители чёрной и белой рас, Африки и России, была бы этически и не вполне корректна, не возникни в последнее время целой группы проблем с гражданством этих людей, то есть с нарушением "устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека" (из преамбулы Закона РСФСР "О гражданстве РСФСР" от 1992 г.). Да и выбранный нами почти публицистический заголовок - не дань журналистскому жанру. Он лишь свидетельствует о сложности поднимаемых в статье вопросов, о невозможности, зачастую, однозначно и юридически точно комментировать многие из них, поскольку правовой статус метиса в ряде стран Африканского континента, как и в России, неоднозначен, расплывчат и, следовательно, порождает множество коллизий. Хотя именно этот аспект жизнедеятельности молодого метиса во многом определяет его настоящее, будущее, степень уверенности в себе, гражданскую и социальную позицию. * * * Опираясь на многолетнюю работу с детьми-метисами из России и ряда стран Африки, попытаемся внести некоторую ясность в весьма запутанную схему поиска и формальной регистрации таких детей, поскольку официальные статистические службы в этом плане несовершенны, зачастую попросту беспомощны. Справедливости ради надо заметить, что более чем полувековой опыт национально-смешанной брачности в СССР чрезвычайно богат; к тому же, существовала отработанная система регистрации детей от такого типа браков, производимая и на союзном, и на республиканском уровнях. То есть, сегодня можно сказать, обращаясь к статистике и архивам того времени - проблем почти не возникало: все имели единое союзное гражданство (Конституция СССР, ст. 33). Будучи гражданином союзной или автономной республик, все жители нашей страны имели, кроме того, республиканское гражданство или гражданство автономной республики, входящих в состав СССР. Принадлежность к гражданству республики была связана с фактом постоянного проживания на её территории; при переселении в другую республику соответственно изменялось республиканское гражданство человека. Выдаваемый ему в 16 лет паспорт, как основной документ, удостоверяющий личность советского гражданина, содержал графу "национальность", куда последняя заносилась по добровольному самостоятельному выбору получателя и соответствовала, как правило, национальности отца или матери. Много сложнее обстоит (да и обстояло ранее) дело с регистрацией детей от расово-смешанных браков российских граждан с гражданами африканских государств, хотя история этого типа брачности также исчисляется без малого полусотней лет. Сегодня, пожалуй, наиболее точными можно назвать данные, получаемые от консульской службы МИД России, поскольку этот учёт ведётся на местах, а основной контингент зарегистрированных в России афро-русских семей, выезжающих в страны Африки по окончании мужем образования, становится на консульский учёт по месту пребывания и постоянного жительства. ............ |