Часть полного текста документа: Начало философии. Греческие мудрецы. "Философия" ( от греческого phileo - люблю, и sophia - мудрость ) - буквально означает "любовь к мудрости". По некоторым историческим свидетельствам, слово"философ" было впервые употреблено греческим математиком и мыслителем Пифагором ( 6 век до н.э. ) по отношению к людям, стремящимся квысокой мудрости и правильному образу жизни. В отличие мифологического и религиозного миросозерцания философская сысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом для которго стали позиции разума, интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы и сам дух мифологического мышления, предоставляя ихсфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие внароде мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, илипридается новое, смысловое, рациональное истолкование. Развитие философской мысли, таким образом, означало не только прогрессирующее отмежеваниеот мифологии,но и разрыв узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.Кроме познания мира, философия предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Возникновение ее означало появление новой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующимвекам ценное прозрение того, что познание само по себе неполноценно, что оно - лишь одна из функций культуры, приобретающая смысл только в сочетаниис ценностями человеческой мысли. Мудрость - это не что-то готовое, что можно открыть, выучить, затвердить и использовать.Это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека, это путь, который каждый человек должен пройти. В античной Греции философия формируется в тотпериод, когдасмысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Это выражалось в том, что прежние традиционно-мифологическиепредставления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции в 9-8 годах до н.э., возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и егоперераспределение. Носамым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводилона мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров. Все это требовало от индивида новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, ачерез собственный разум. Критикуя старое мировоззрение, она, таким образом, подводила фундамент под новое. Спецификой греческой философии, особенно вначальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первымх греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли "физиками", от греческого "physis" - природа.Направленностьих интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. ............ |