Часть полного текста документа:Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Ревдинский государственный педагогический колледж Кафедра психолого-педагогических дисциплин ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Реферат по введению в педагогическую профессию Выполнила? Власова Е.В., студентка гр.101 специальность 0319 Проверила? Л.В.Бормотова, преподаватель высшей категории 2001 ПЛАН 1. Роль гуманизации. Основные понятия.............................................3 2. Закономерности гуманизации образования.......................................5 2.1. Основные положения.......................................................5 2.2. "Мое педагогическое кредо"..............................................8 3. Гуманизация образования и демократический стиль педагога......... ......10 4. Список использованной литературы................................................11 1. РОЛЬ ГУМАНИЗАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования. Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе "учитель?ученик" ? установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования. Ключевое понятие гуманистической философии образования ? "гуманизм". Попытка определить его смысл показывает, что у этого понятия существует несколько значений. Их изменение позволяет осознать различные аспекты данной проблемы, хотя и вызывает затруднения, связанные с определением конкретного содержания самого понятия "гуманизм". Так понятие "гуманизм" употребляется, по крайней мере, в десяти значениях: * название эпохи Возрождения в различных культурных движениях, идейных течений, направлений общественной мысли; * название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; * характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; * обозначение нравственных качеств личности ? человечности, доброты и уважения; * определение важнейшего фактора всестороннего развития личности; * выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни; * название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др.. Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия "гуманность", которое часто отождествляется с понятием "гуманизм". Гуманизм как идейно ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих; человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др. Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как название философской системы, и поэтому его исследования предписывают компетенции философских наук. ............ |