Гуманизм как этическая категория. Идеи гуманизма в произведениях башкирских писателей и философов
Ипатова Мария Егоровна
Руководитель Милосердова Светлана Юрьевна.
Уфа 2007.
План
Цель работы
Вступление
Эпоха возрождения и античная этика в гуманистических идеях
Гуманизм в новое время
Вопросы гуманизма в новейшее время
Идеи гуманизма в башкирской литературе и философии
Заключение
Список литературы
Цель работы
Важнейший социальный и моральный аспект анализа мировой цивилизации - положение личности в обществе. Какова степень ее экономической, политической и духовной свободы? Есть ли социальные условия для ее полноценного развития, реализации ее многообразных интересов и потребностей? Ответы на эти вопросы дают возможность определить уровень цивилизованности того или иного сообщества[1.198]. Каково влияние гуманистических идей на цивилизационное развитие? Я считаю, что гуманизм и цивилизация переплетаются друг с другом.
Изучая гуманизм, хотелось бы узнать насколько пронизаны не только работы философов различных времен и народов, но и как рассматриваются вопросы гуманизма в работах башкирских писателей и философов.
Вступление
Гуманизм (лат.humanitas-человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего гуманистическим состоянием эстетически завершенной культуры и нравственной эволюции "подлинно" человеческого индивида, и Гая Юлия Цезаря осуществлявшего политику "милосердия"). Перманентно, т. е. постоянно, подвергающегося осмысленно и рефлексии в канонах целостных подходов ренессанса и более поздних философских систем. Эти каноны базируются на принципах: человек - высшая ценность общества; благо человека- суть (смысл, содержание) общественных отношений; человек имеет право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; человек - творческая индивидуальность, вместилище творческой потенции. [2.17] (В узком смысле может трактоваться как определённое культурное движение Ренессанса, где происходит освобождение от духовного господства феодализма.) Термин гуманизма был введён в научно- просветительский оборот немецким педагогам Ф. Нитхаммером в 1808 году постулирует "высшую, самодостаточнную и самоосознающую значимость человека", в которой провозглашает и античеловеческим всем. Все это способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает мысль приоритета идей и истин "Сверхчеловеческого" происхождения вреду феноменов потустороннего мира. Концепт Сверхчеловека был ориентирован на отказ от морали, обуздывающей подлинную природу человека.[3.257]
Эпоха Возрождения и античная этика в гуманистических идеях
Теоретики гуманизма в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности " чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей древнего Рима и древней Греции. Это можно показать по таблицам, где представлены частота упоминаний античных философов и философов эпохи Возрождения.
Таблица№1.
№ п/п Добродетели человека Частота упоминаний добродетелей 1 Мудрость 22 2 Справедливость 17 3 Мужество 15 4 Умеренность 16 5 Дружелюбие 3 6 Благородства 1 7 Скромность 1 8 Мягкость и ласковость в чувствах 2 9 Сострадание 1 10 Отзывчивость 1 11 Благодарность 1 12 Толерантность 1 13 Бескорыстие 1 14 Миролюбие 1 15 Уравновешенность 1 16 Общительность 1 17 кротость 1 18 Щедрость 1 19 Честолюбие 1 20 Смелость 2 21 Самообладание 1 22 Наслаждение 1 23 Благочестие 2 24 Человеколюбие 1 25 Сдержанность 1 26 Разумность 1 27 Способность познать красоту 1 28 Память 1
Эти добродетели часто упоминали философы: Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур, Цицерон, Демократ, Зенон, Ксенократ, Полемон, Антиох и другие. ............