Тим Скоренко
Барон Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен очень любил уток. Особенно на обед. И традиционных способов охоты на них не признавал. К примеру, однажды барон за неимением кремня вышиб искры из собственного глаза, а в другой раз скормил уткам кусочек сала на веревке: последовательно проглатывая его, утки "нанизались" на бечеву и донесли удачливого охотника до замка
Оружие, о котором я хочу вам рассказать, достойно самых удивительных историй барона Мюнхгаузена. Барон утверждал, что одним выстрелом подбил "пять пар уток, четыре красношейки и пару лысух". Думаю, этому утверждению вполне можно поверить, если предположить, что в руках у барона был пантган, или гусятница.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАНТГАНОВ
Одно дело, когда охотнику нужно подстрелить пару-тройку птиц себе на обед или даже на продажу. А вот, к примеру, английский королевский двор XVIII столетия требовал ежедневно несколько сотен уток. Недостатка в егерях, конечно, не было, но все равно требовалось оружие для добычи крылатого мяса в промышленных масштабах. И появились пантганы.
Слово "пантган" происходит от английского punt ("ялик") и gun ("ружье"). Иногда подобное оружие называли дакганами (англ. duck - "утка").
Пантган - это длинное ружье (длина ствола - до 4 м) очень большого калибра (от 12-го до 1-го и выше). Естественно, такое оружие невозможно удержать в руках: оно изначально создавалось для установки на лодке или ялике. Заряжались дакганы через дуло - мелкой дробью. Впоследствии появились и "уточницы" заряжающиеся с казенной части, но они имели меньшие калибры и, соответственно, эффективность. Дакганы 10-го и 12-го калибров могли быть двуствольными, хотя проще было составить "батарею" из нескольких одноствольных дакганов 4-го калибра. Откровенно говоря, понятие "калибр" не всегда можно было применять к дакганам, которые изготовлялись "на глаз" - просто для достижения максимально возможного диаметра ствола.
Методика охоты с пантганом была проста. Охотник с заряженным ружьем тихо подплывал к стае уток, аккуратно целился и стрелял. Идеальным вариантом было попадание в снимающуюся стаю (иногда для этого намеренно пугали уток). Конечно, больше одного выстрела сделать не удавалось, но большой угол разлета дроби и ее плотность позволяли "положить" за раз до 50 уток. 25-30 уток считались нормой, а среди охотников ходили байки о том, что где-то неизвестный герой подстрелил аж сто уток одним выстрелом. Но такие байки сродни легендарным рыболовным историям. Чаще всего охота производилась ночью, когда охотника было трудно заметить. Самым обидным для охотника был промах - поиск новой точки для выстрела плюс зарядка ружья могли занять не один час. Охотились с дакганом обычно парами: второй охотник плыл позади на обычной лодке и занимался после выстрела сбором добычи: большое количество уток не всегда помещалось в первую лодку, заполненную огромным ружьем. Помимо того, помощник добивал подранков из обычного ружья.
Собственно, огромный калибр преследовал цели "набить" как можно больше дроби и, соответственно, подстрелить больше птиц. Увеличение длины ствола способствовало дальнобойности. Мощный дакган калибром 50 мм мог эффективно выстрелить на расстояние до 90 м.
Впрочем, иногда пантганы использовали и для охоты на степную птицу, например куропаток. Для этого огромное ружье устанавливали на специальный лафет или штатив в виде рогатки. Лафет подкатывали к стае - а далее действовали, как и в случае с водоплавающими.
Пантганы малых калибров - начиная с 10-го - могли быть и "ручными". При весе до 10 кг охотник вполне мог самостоятельно транспортировать оружие и даже выдерживать отдачу (хотя выстрел без опоры все равно представлялся невозможным).
Стоит сказать, что пантганы, изготовленные на оружейных заводах, тоже требовали всяческой "доводки". Охотники приспосабливали даже системы отката ствола по дну лодки. Тем не менее стволы пантганов частенько разрывало, серьезно калеча их владельцев. В пантганах, заряжающихся с казенной части, иногда "рвало" и казенники. Известны истории, когда охотников серьезно калечило и без "аварийных ситуаций". Несмотря на то что охотник при выстреле ложится на дно лодки, плохо укрепленный приклад может врезать так, что мало не покажется - вплоть до перелома костей. ............