Часть полного текста документа:Характеристика поведения и психического отражения на стадии интеллекта. Третья стадия развития психики - интеллект (ручной, сенсомоторный). Тип среды - среда отношений между предметами. Содержание отражения - обобщение отражения, отражение отношений. Форма отражения - предметные ситуации в целом, функциональные понятия. Форма поведения - интеллект, двухфазное решение задач, функциональное использование орудий. В интеллектуальном отражении конфликт между средой и типом отражения решен - отражаются отношения между предметами в предметной среде. Животный мир достиг высшей формы приспособления к среде. Мышление - это обобщенное и опосредствованное отражение субъектом существенных свойств и отношений в окружающей реальности. Единица мышления - понятие. Признаки понятия: а) Обобщение б) Наличие средств, выходящих за пределы органов чувств в) В понятии отражаются существенные свойства, которые могут быть невидимыми. Пpи пеpеходе от пеpцептивной психики к интеллектyальным фоpмам поведения были замечены следyющие качественные пеpестpойки: коpа головного мозга становится много больше, появляется способность pешать двyхфазные задачи скоpость пpиобpетения навыка - повтоpение пpактически без закpепления, отражение обощений, - однажды найденное pешение пеpеносится в другую ситyацию пpи сходных yсловиях, yстойчивость гештальта, широкий перенос (достал палкой, достанет и тапком), отpажаются yже не только пpедметы, но и связи междy ними, ситyационное мышление, отношения между ними (чтобы достать предмет палкой необходимо соотносить ее длину с расстоянием, осознавать отношения между предметами), тем не менее это самое мышление видоспецифично, т.е. наивная механика выстyпает пpоизводной тех вещей, котоpые животное совершает в пpиpоде нахождение обходных пyтей способность к "инсайтy". Критерии различения интеллектуального поведения Критерии Навык Интеллект Возникновение навыка Постепенно, методом проб и ошибок Внезапно. Решение возникает сразу в течение одной пробы Закрепление Путем упражнений, повторений Достаточно однократного выполнения Способность к переносу, способ сохранения Конкретная последовательность движений Сохраняется в виде обобщенной формы решения, функционального принципа решения задачи Строение поведенческого акта Однофазное поведение (сразу непосредственно приводит к цели) Двухфазное решение (подготовление, прямо не ведущее к цели и осуществление) Анализ поведения. Для этой стадии характерно: - двухфазное решение задачи; - широкий перенос; - функциональное использование "орудий" (палка в руке Келеровского шимпанзе - аналог будущего орудия труда). Двухфазное решение задач: 1) фаза подготовки, 2) фаза реализации. Фаза подготовки лишена биологического смысла, и побуждается не предметом, на который направлена деятельность, а объективным отношением (палки к плоду). Вторая фаза - осуществления, направлена на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий. ............ |