Часть полного текста документа:Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов Козина Ж.Л., Делова И., Ляшенко А., Коломиец Н.А. Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды Харьковская государственная академия физической культуры Введение. Спортивная деятельность предъявляет к психофизиологическим функциям человека самые разнообразные требования. Это справедливо как для работы в условиях дефицита времени на фоне непрерывно изменяющихся ситуаций, которая вызывает высокое нервно-психическое напряжение, так и для длительной монотонной работы, заметно снижающей тонус нервной системы [1,2,3,5,7]. Поэтому условия соревновательной деятельности с точки зрения требований, предъявляемых к развитию психофизиологический функций, различны для разных видов спорта. По результатам исследований ряда авторов [1,4,5,7], условия спортивной борьбы в ситуационных видах спорта (спортивных играх, единоборствах), вызывают у человека повышенное нервно-психическое напряжение и требуют высокого уровня развития психофизиологических показателей. Это связано с большим объемом информации, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки времени - часто в десятые и сотые доли секунды. Однако до настоящего времени остается невыясненным вопрос, насколько необходимым для соревновательной деятельности является уровень развития психофизиологический функций в циклических видах спорта. Особенно актуальным данный вопрос является для пловцов в ластах, поскольку в данном виде спорта значимость развития психофизиологических показателей не исследовалась. Поэтому определение особенностей развития психофизиологический показателей у пловцов в ластах разной квалификации и сопоставление полученных данных с уровнем развития психофизиологических показателей у представителей ситуационных видов спорта (например, баскетболистов) является своевременным и актуальным. Исследование проведено согласно Сводному плану научно-исследовательской работы Государственного комитета Украины по вопросам физической культутри и спорта на 2006-2010 г. по теме 2.2.8.1 п "Совершенствование подготовки спортсменов разного возраста и квалификации в спортивных играх" и по теме 2.4.1.4.3 п "Психологические, педагогические и медико-биодлогические средства восстановления работоспособности в спортивных играх". Формулирование целей работы. Цель работы - определить особенности развития психофизиологических показателей у пловцов в ластах различной квалификации по сравнению с представителями ситуационных видов спорта (баскетболистов). Методы исследования. В данном исследовании применялись методы определения психофизиологических способностей спортсменов по показателям простой и сложной реакции, теппинг-тесту, чувству времени (воспроизведение и укорочение заданных временных интервалов во световым и звуковым сигналам). Тесты проводились по компьютеризированной версии В.С.Ашанина [1]. В исследовании приняли участие 22 квалифицированных пловца и 24 квалифицированных баскетболиста. При определении сравнительной оценки показателей психофизиологических функций пловцов различной квалификации использовались данные тестирования шести мастеров спорта и мастеров спорта международного класса по плаванию в ластах и десяти спортсменов 1 разряда и кандидатов в мастера спорта. Результаты исследования. ............ |