Часть полного текста документа:Хармс Даниил Хармс Даниил (другие псевдонимы - Чармс, Дандан, Шардам, Карл Иванович Шустерлинг и др.), настоящее имя - Даниил Иванович Ювачев, (17/30/.12.1905, Петербург, - 2.2.1942, Ленинград) - поэт, прозаик, драматург. Из семьи писателя И.П.Ювачева, бывшего народовольца и политкаторжанина, позднее - члена-корреспондента Академии наук, и дворянки Н.И.Колюбакиной, заведующей благотворительным домом. Учился в Петершуле (Немецком училище св. Петра). С детства, владея немецким и английским языками, увлекался творчеством немецкого писателя В.Буша и английских поэтов Э.Лира и Л.Кэрролла. С 1922 г. жил в Детском Селе (г. Пушкин) у тетки, Натальи Ивановны Колюбакиной, директора б. Мариинской гимназии, под ее влиянием серьезно увлекся литературой. В 1924 г. поступил в Ленинградский электротехникум, но через год решил связать судьбу с искусством. В 1922 г. или немногим ранее начинается поэтическая деятельность Х., но еще с детских лет он испытывал склонность к мистификациям, розыгрышам, экстравагантным поступкам, превращая в искусство собственную жизнь. В 1925 г. Х. вместе с А.И.Введенским, учеником поэта-заумника И.Г.Терентьева, становится членом "Ордена заумников DSO", организованного А.В.Туфановым. В 1926 г. Х. вступает во Всероссийский Союз поэтов, предварительно представив подборку стихотворений, в том числе наброски к поэме "Михаилы". Вместе с Туфановым и Введенским он выступает на литературных вечерах. Для поэтики Х. этого периода характерны "партитурность" текста, фольклорная интонационная основа, малостопные хореические конструкции частушечного вида, эклектика стиля и лексики, фонетические и грамматические сдвиги, игровое графическое оформление произведений. В 1926 г. "Орден" был преобразован в "Левый Фланг", из которого выделилась группа "чинарей", узкий дружеский круг равнявшихся на В.Хлебникова обладателей полуигрового, полумистического "чина" (Х. был "Взирем", т.е. "взиральником" и, очевидно, "визирем"), объединенных общими интересами в области философии и литературы. Кроме Х. и Введенского, в составе группы были философы Я.С.Друскин и Л.С.Липавский. Тогда же с "чинарями" знакомится Н.М.Олейников, а членами "Фланга" становятся Н.А.Заболоцкий, К.К.Вагинов и И.В.Бахтерев. В 1926 и 1927 гг. два стихотворения Х. были помещены в сборниках Союза поэтов (единственные прижизненные публикации его "взрослых" произведений). Х. и Введенский подготовили для авангардного театра "Радикс" литературную композицию "Моя мама вся в часах". Имена "чинарей" стали скандально известны после статьи Н.Иоффе и Л.Железнова "Дела литературные" ("Смена", Л., 1927, №6, с.1). Осенью 1927 г. было создано ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), к которому примкнули Б.М.Левин и Ю.Владимиров. В журнале "Афиши Дома печати" (1928, №2) обэриуты опубликовали программную статью-"манифест". Заболоцким, автором ее раздела "Поэзия обэриутов", Х. характеризуется как "...поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на статической фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях". Действительно, Х. уже не удовлетворялся созданием "звукообразов". Его стихотворения (напр., "Стих Петра Яшкина") обретали сюжетность, пространственно-временную конкретность; элементы алогизма упорядочивались, включались в иерархию привычных смысловых связей. Не случайно в той же статье заявлено: "Кто-то и по сейчас величает нас "заумниками"... ............ |