М.Л. Петрушин
Зимняя смерзаемость сыпучих материалов из года в год приносит горнодобытчикам и получателям их материалов миллионные убытки.
Традиционно применяемые способы борьбы с этим злом малоуспешны, а перспективная обработка материалов раствором хлористого кальция пока применяется на считанных предприятиях.
Каждую зиму получатели угля и других сыпучих материалов в полувагонах сталкиваются с проблемой смерзаемости полученных грузов. Например, в Мурманский порт в январе-марте 2010 года уголь из Кузбасса пришел смерзшимся в каждом шестом-седьмом вагоне. Причем за эти месяцы уголь в 31 поступившем вагоне смерзся в монолит. Современные «тепляки» не могут справиться с монолитами, так как уголь размораживается только в 10-15 см от поверхности кузова. В результате при выгрузке в вагоноопрокидывателе смерзшийся куб угля всей массой падает на технологическое оборудование, повреждая его. Аналогичная ситуация имеет место в порту Владивостока, где прошлой зимой десятки вагонов с углем поставили в отстой до весны.
При перевозке речным транспортом смерзаемость песка и других грузов приводит к увеличению времени разгрузки судов до трех раз. Рудные материалы смерзаются и при хранении. Годовой экономический ущерб по причине смерзания отбитой горной массы в рудниках Севера и Северо-Востока страны исчисляется сотнями миллионов рублей.
О масштабах проблемы свидетельствуют множество судебных исков грузополучателей к поставщикам в связи с поставкой смерзшихся материалов. Так, в апреле нынешнего года Арбитражный суд Забайкальского края рассматривал иск «ТГК №14» к «Сибуру» на сумму в 350 тыс. рублей за поставку 12 полувагонов со смерзшимся углем, которые получатель не смог разгрузить.
По правилам РЖД грузоотправители обязаны принимать меры по предотвращению смерзаемости материалов. На практике наиболее часто используют предпогрузочное промораживание материалов за счет его перемешивания бульдозерами и грейферами на площадках хранения. Но данный метод не обеспечивает надежного результата.
Правила перевозок допускают обработку пола и стенок полувагонов, а также опрыскивание самого груза минеральными и каменноугольными маслами и продуктами нефтехимического производства (северин, ниогрин). Отмыть от них вагоны потом практически невозможно, а работа с этими материалами требует специального оборудования и средств индивидуальной защиты. Железнодорожники относятся к таким обработкам крайне отрицательно.
В инструкциях также предлагается пересыпать груз послойно негашеной известью, хлористым кальцием, хлористым калием, хлористым магнием. Такой способ весьма затратен, поэтому на практике не используется. За рубежом проблема смерзаемости грузов мало актуальна вследствие теплых европейских зим и расположения подавляющей массы горнорудных разработок в странах с теплым климатом.
На сегодня наиболее прогрессивной технологией борьбы со смерзаемости можно считать обработку потенциально смерзаемых материалов раствором хлористого кальция, уверены специалисты компании «Зиракс». На практике используется 30-процентный раствор, который получают из производимого «Зарикс» материала UniPell™, представляющего собой безводный хлористый кальций (хлорид кальция) с содержанием основного вещества 94-98%. ............