Часть полного текста документа:Homo totus* - феномен педагогического человековедения В.В. Чистяков "Целое есть нечто большее, чем простая сумма его частей". Платон *Homo totus - лат. - человек целостный, находящийся в единстве с Природой и Космосом. Интерес человека к человеческой реальности уходит корнями в глубокую историю. На протяжении многих столетий лучшие представители философии, науки и религии мучительно ищут ответы на вопрос "Что такое человек и каково его истинное предназначение?" В этой связи, впечатляет лишь одно упоминание имен некоторых выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших человека: Сократ, Платон, Аристотель, Августин Аврелий, Леонардо да Винчи, Мишель Монтень, Блез Паскаль, Жан Жак Руссо, Рене Декарт, Иммануил Кант, К.Д. Ушинский, Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский... Как известно, первым кто поставил в центр своих исследований человека, смысл его существования, был Сократ. А одним из главных достижений древнегреческого человекознания явилось практическое использование целостного, холистического подхода к рассмотрению человека. Такой подход нашел свое яркое выражение в известном афоризме Протагора - "Человек - мера всех вещей". Основополагающие взгляды древнегреческих мыслителей сделали возможным будущее развитие естественных наук, способствовали повороту научной мысли от внешнего мира к человеку, его личности, душе и телу. Поэтому совсем не случайно триумф Ренессанса во многом связан с возрождением естественнонаучных взглядов древнегреческих философов. Двадцатый век в этом отношении не только не стал исключением, но и прошел под знаком "антропологического бума". Это проявилось в обостренном интересе к человеческой экзистенции, в возрождении антропологических, по своему характеру, вариантов исследовательской парадигмы, в поисках целостного, системного подхода к данной проблеме. В биологию, педагогику, психологию и медицину все шире внедряется системный подход. В той или иной мере его использовали в своих исследованиях выдающиеся отечественные биологи - И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, П.Ф. Лесгафт, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, Э.С. Бауэр, И.И. Шмальгаузен, А.И. Опарин, П.К. Анохин и другие. Приоритет же в оформлении общей теории систем принадлежит, как известно, Л. ф. Берталанфи (1937 г.). Идеи антропологизации педагогики нашли отражение в трудах великого русского педагога К.Д. Ушинского и целой плеяды педагогов педологического направления. К.Д. Ушинский впервые поставил перед педагогикой задачу изучения и раскрытия природы человека во всех ее сложных аспектах. Антропологический принцип, перенесенный им в педагогику, требовал признания целостности человека, неделимости духовной и телесной его природы, сочетания умственного и нравственного воспитания с воспитанием физическим и обеспечением здоровья. При этом он руководствовался положением, ставшим почти заповедью для последующих поколений педагогов: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать прежде его также во всех отношениях" [14]. Антропологическое знание и педагогику К.Д. Ушинский называл педагогикой "в обширном смысле". Он особенно подчеркивал, что надо отличать педагогику в обширном смысле как собрание знаний из других научных областей, необходимых и полезных для педагога, от педагогики в тесном смысле, как собрания воспитательных правил. ............ |