Часть полного текста документа: Храмы и жрецы Древнего Египта Крайне мало сохранилось сведений о египетских храмах времен фараонов. О первых храмах, сведения о которых доходят до нас сообщается в период Древнего Царства известно следущее. Храмы строились по одному образцу. Поначалу, храма как такового не существовало вообще. Были так называемые солнечные храмы. Назывались они по разному - Горизонт Ра, Удовлетворение Ра и т.п. На специально сооруженной обширной террасе возвышался на огромном пьедестале высокий обелиск, обитый наверху золоченной медью. Перед обелиском стоял огромный жертвенник. Обелиск, жертвенник и часть окружающего пространства были обнесены стеной, покрытой внутри и снаружи разнообразными изображениями. За этой стеной располагались различные служебные помещения. Предметом культа был сам обелиск, олицетворявший солнце. Все священные обряды производились под открытым небом. В период Нового царства появляються новый вид храма. В плане он имел вытянутый прамоугольник. Участок, занятый храмом, окружала массивная стена, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, уставленная по обе стороны статуями сфинксов. Вход в храм оформлялся в виде узкой двери между двумя высокими монументальными башнями, покатые стены которых сужались кверху и оканчивались карнизом. Такое оформление фасада обычно называлось пилоном ( по египетски бехен). К наружной стороне пилона прикреплялись высокие деревянные мачты с флагами, а перед ним воздвигались обелиски и гигантские статуи царя. Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой двор, оканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. За портиком были расположены большой широкий колонный зал и ряд меньших. Молельня находилась в глубине храма и могла состоять из нескольких помещений: в центральном - стояла статуя главного божества храма, в остальных - статуи других божеств, обычно богини - жены и бога - сына. Вокруг основных помещений распологались дополнительные залы, храмовая библиотека, комнаты для специальных ритуалов, хранилища. Средний проход колонных залов был обычно выше боковых. Освещение в разных частях здания было различным. Двор был щедро залит солнцем; колонный зал освещался через окна под крышей более высокого центрального нефа; помещения же в глубине храма не имели окон, здесь постоянно применялось искусственное освещение. Таким образом, посетитель попадал из залитого солнечным светом двора через слабо освещенный колонный зал в полумрак культовой молельни. Храм такого плана в главных чертах близок к плану жилого дома времен Среднего и Нового царства, что было закономерно - храм считался жилищем бога. Тип храма был священен и не подлежал изменению. Среди рукописей храмовых библиотек была Книга основания храмов первой девятки, которую согласно преданию написал известный зодчий и мудрец Древнего царства Имхотеп, который был впоследствии обожествлен. Одним из самых известных храмов Древнего Египта был храм в Карнаке, в древности называемый Ипет - сут. История Египта застыла на его стенах, пилонах и карнизах. Здесь можно найти не только посвятительные надписи царей, гимны богам или изображения различных моментов ритуала, но и сведения о важнейших исторических событиях Нового царства. ............ |